Генерал vs Журналист

Региональный экостандарт: миф или реальность?

Поделиться:

Южноуральское информполе всколыхнула новость о создании областными властями проектного офиса по разработке регионального экологического стандарта при взаимодействии с экспертным сообществом. Это очередная местная пропагандистская инициатива, вроде «сводного тома Дубровского», или нечто иное?! Генерал Евгений Савченко и журналист Петр Васильев каждый по-своему увидели будущий экостандарт …

САВЧЕНКО Евгений: С приходом в регион Алексея Текслера, власти демонстрируют активность и готовность к сотрудничеству с конструктивными силами в вопросах обеспечения экологической безопасности. Это и понятно. Тема экологического благополучия волнует все большее число жителей области и становиться инструментом политической борьбы.  Стоит вспомнить, что с начала 70-х годов прошлого века в мире заявили о себе движения «зеленых». Инициатива гражданских активистов явилась результатом недовольства населения стран Западной Европы и США высоким уровнем негативного воздействия на окружающую среду промышленными предприятиями, непродуманной градостроительной политикой, удушьем от выхлопных газов транспортных потоков. Позже энергия общественных движений перетекла в политическую плоскость и появились партии Зеленых, которые заявили свои претензии на власть. Уловив потенциал «зеленых», транснациональные промышленные компании использовали энергию активистов в конкурентной борьбе. В первую очередь против собственников предприятий, использующих устаревшие технологии, отрицательно влияющие на качество атмосферного воздуха и рост заболеваемости населения. После распада СССР политическую активность и приемы конкурентной борьбы «зеленые» перенесли на территорию постсоветского пространства, включая России, подкрепив деятельность разного рода местных адептов грантами международных организаций, спонсируемых западными государствами и транснациональными компаниями. Их усилия легли на благодатную почву.

ВАСИЛЬЕВ Петр:  Меня откровенно смущают некоторые «старорежимные» подходы: выбросы здесь, у нас под самым носом, как и запахи, как и загрязнения, которые нам обеспечили отнюдь не заморские супостаты, а свои «родненькие» промышленники, правда, некоторые из оффшоров… Но мы по привычке ругаем супостата. Давайте уже перестанем. И начнем наводить порядок у себя в доме сами!

А ведь что происходит: одной рукой региональная власть предлагает нечто в теории весьма прогрессивное и правильное – разработка экологического стандарта. Другой тут же собирается исключить, точнее приостановить членство экоактивиста В.Московца в Экологическом общественном совете при губернаторе. Может и правильно, так как на время судебных разбирательств, которые сейчас идут, логично было бы сохранять нейтральный статус, но выглядит откровенно неуклюже. И не как попытка соблюсти корректность, а как желание убрать неугодного.  Более того, уже даже возник некий кризис не только в самом совете, но и в экологическом сегменте (повестке) в целом. Лидер общественного объединения «Челябинск дыши» А.Костенко тут же заявил о своем выходе из совета в случае, если членство Московца будет приостановлено. В который раз мы сталкиваемся с классической схемой: «в стеклянном доме камнями не бросаются». Власти же эту аксиому, похоже, продолжают игнорировать. Как следствие – кредит их  доверия отнюдь не растет…

И каков же вывод? Очень просто. Наблюдая за такими подходами и «умелыми действиями», невольно задаешься вопросом: не получится ли так и с экостандартом?! Цель провозглашена благородная, а какой будет реализация…

САВЧЕНКО Евгений: В ряде регионов, включая Челябинскую область, есть сложности с обеспечением населения качественной питьевой водой. На январь 2019 года 94,07% населения Челябинской области обеспечены качественной питьевой водой. При этом в сельской местности этот показатель составляет 83%.

В регионе существует серьезная экологическая проблема загрязнения водных объектов. Так 83,82% сточных вод, сбрасываемых в водоёмы, являются неочищенными или проходят недостаточную очистку и обеззараживание. Далеко не везде населенные пункты имеют резервные источники водоснабжения. К примеру Челябинск не имеет в настоящее время технических условий для забора питьевой воды из резервного источника.

При этом общий износ водопроводных сетей составляет порядка 70%. По состоянию на 2018 год в Уральском федеральном округе требовало замены около 12 тыс. км водопроводных путей, из которых ежегодно обновляется менее 5%. Отсюда и частые аварии в отопительный сезон и сопутствующий им урон экологии. И такая ситуация в целом характерна для всех регионов.

Низкое качество атмосферного воздуха, вызванное значительными выбросами/сбросами загрязняющих веществ промышленными предприятиями, объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры вызывает резко негативную реакцию жителей области. Особенно остро это проявляется в дни неблагоприятных метеоусловий. А таковых на территории Челябинской области в 2018 году было более 200.

Особой головной болью властей является организация сбора, вывоза, утилизации, переработки твердых и жидких бытовых отходов, отходов производственной деятельности, в том числе и вредных веществ. Достаточно вспомнить осень 2018 года, когда власти региона и Челябинска допустили мусорный коллапс, создав угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия и вызвав справедливый гнев у населения.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Раз уж заговорили о дефицитах, скажу еще об одном: обеспеченность Челябинска зелеными насаждениями в 3 раза ниже нормативной. Об этом на днях заявил во весь голос известный экономист Сергей Гордеев, опубликовав в своем блоге грустные цифры: вместо требуемых 16 квадратных метров зеленых насаждений на человека в Челябинске всего 5 м.кв. Но даже при этом расположение «зеленых островков» в городе не равномерно, есть полностью «лысые» части муниципальной территории. И даже при этом в городе продолжают активно рубить и пилить деревья, рассказывая про их якобы аварийное состояние и обещая посадить взамен новые… Может быть и посадят по весне, но сколько им расти до взрослого состояния, пока они станут полноценными «легкими города»?!

На мой взгляд, чтобы работа над экостандартом не стала очередной профанацией, как это случилось со «сводным томом»  Дубровского, потребуется три базовые вещи:

Первое: максимально честное  комплексное исследование – констатация, в каком положении город и область находятся сейчас. Здесь должны быть обнародованы все основные показатели (цифры, схемы и графики) по объемам загрязнения и по составу, включая накопленный многолетний ущерб и т.п.

Второе: разработка комплексного плана-графика, наверное, на пять лет, по снижению экологической нагрузки, ликвидации ущерба окружающей среде и постепенной рекультивации основных зон загрязнения. План должен включать в себя все основные рубежи (сроки/объемы) по снижению выбросов в атмосферу, восстановлению зеленых насаждений, по водоочистке и внедрению новых экотехнологий и экопроизводств.

И, наконец, третье: должен быть разработан и законодательно утвержден рыночный механизм, делающий борьбу за экологичность производства коммерчески выгодным делом для всех основных предприятий-загрязнителей. Что это будет? Например,  налоговые каникулы или нечто другое – решать властям, но такой механизм должен быть создан.

В этом случае, уверен, экостандарт не станет очередной прокламацией и кампанейщиной, а окажется весьма реальным механизмом по исправлению экологической ситуации.

САВЧЕНКО Евгений: Сформированный имидж «грязной территории», сегодня не позволяет Челябинской области в полной мере использовать потенциал для развития в регионе туристической деятельности. А ведь у нас в регионе более 6,5 тысяч водоемов (водных объектов), среди которых есть уникальные озера Тургояк и Увильды, имеющие известность за пределами России. Красивейшие уральские горы и лесные просторы, в сочетании с озерами и реками, – это уникальные памятники природы, которые идеально подходят для организации походно-туристической отрасли и обустройства санаторно-оздоровительных комплексов.

Теперь наряду с обустройством профильной инфраструктуры и улучшением экологического состояния в регионе, важно сформировать и передать посредством медиа-средств и «сарафанного радио» эмоцию притяжения в область российских и зарубежных туристов. Для интересного, познавательного отдыха и оздоровления. И здесь также важна помощь федерального центра.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Экоблагополучие и туристическая привлекательность неразрывно связаны. Я бы на месте Текслера рассматривал задачу по повышению туристической привлекательности Южного Урала в полной увязке с нормализацией экологической обстановки. Причем ничто (как и никто) не будет лучше всего говорить об успехах на экологической ниве, как рост турпотока. Люди не поедут на грязную территорию, а на чистую поедут. Поэтому одно должно быть поставлено в полную зависимость от другого, и областному Минэку, если он намерен действительно повысить туристическую привлекательность региона, надо всерьез включиться в экологическую проблематику.

САВЧЕНКО Евгений: Осознавая экологические угрозы, как значимый фактор подрыва национальной безопасности, рисков для жизни и здоровья населения, экономики страны, федеральные власти предприняли ряд мер нормативно-правового регулирования, предусмотрев их ресурсное обеспечение. Наряду с принятием пакета законов и подзаконных актов, в декабре 2018 года на федеральном уровне утвержден паспорт национального проекта «Экология» на период 2018-2024 годов, который включает в себя 11 федеральных проектов, общим объемом финансирования свыше 4 триллионов рублей. Естественно в процесс оздоровления экологической ситуации включились и региональные власти.

Весной 2019 года, например, власти Кемеровской области объявили о начале разработки регионального экологического стандарта. В июле с аналогичной инициативной выступил Алексей Текслер, на тот момент и.о. губернатора Челябинской области. По его инициативе для разработки и внедрения регионального стандарта был создан координационный совет по вопросам экологии.

В ходе ноябрьского заседания  Совета было озвучено, что экологический стандарт Челябинской области будет включать в себя четыре основных направления: (1) экология производства, которая подразумевает сокращение вредных выбросов предприятий; (2) экология человека, которая установит определенные нормы качества воздуха, воды, почвы и других экологических характеристик; (3) экологический бизнес — направление, которое будет работать на создание экологического сектора экономики, (4) и экология природной среды, как гарант сохранения и защиты природных объектов и развития экотуризма. В соответствии с поручением Губернатора Челябинской области региональный экологический стандарт начнет действовать с июня 2020 года.

ВАСИЛЬЕВ Петр: А Вы тут больше оптимист или пессимист? У Вас нет сомнений, что эта программа может быть реализована? Как быть с НМУ или с работой промышленных предприятий, которые не имеют регионального подчинения? Как быть с дефицитом зеленых насаждений в том же Челябинске, а он, как мы уже говорили, в три раза ниже требуемой нормы? Как быть с накопленным в течение нескольких десятилетий экологическим ущербом? С рядом других факторов? Силами штатных пропагандистов, да  периодическими заседаниями экосовета эти проблемы вряд ли решаются…

САВЧЕНКО Евгений: Лично у меня актуальность этих направлений не вызывает сомнений. Важна содержательная часть прорабатываемых и реализуемых мероприятий.

С формальной позиции, руководствуясь требованиями федерального законодательства, областные власти не имеют полномочий принятия региональных стандартов, не могут выполнять функции государственного контроля и надзора за снижением уровня выбросов и сбросов вредных веществ с объектов I категории опасности, которые являются основными источниками негативного воздействия на окружающую среду в Челябинской области.

Изучая открытые источники правительства Челябинской области становится ясно: речь идет о разработке комплексного межведомственного плана скоординированных мероприятий для исполнения требований национального проекта «Экология», а также участия Челябинска и Магнитогорска в федеральном эксперименте по квотированию выбросов загрязняющих веществ, стартовавшего в минувшем июле.

Думаю, что разработанный, принятый и в дальнейшем реализуемый комплексный план условно и будет экологическим стандартом Челябинской области. Напомню, что за достижение регионом целевых показателей, отраженных в перечисленных федеральных актах, персональную ответственность несет лично губернатор Челябинской области.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Тут очень важно посмотреть на перечень полномочий, что подпадает под областную юрисдикцию, а что нет. Какие меры область может законодательно ввести, а какие шаги не будет иметь права сделать, потому, что это вне ее компетенции. И мы в который раз рискуем оказаться заложниками сложности этой «конструкции»: федеральные полномочия и региональные вопросы…

Кроме того, Вы не забывайте, что экостандарт, наверняка, пойдет через областное Заксобрание, а среди депутатов большое количество представителей разных промышленных групп и какова будет их позиция, сейчас предсказать не возьмется, пожалуй, никто.

САВЧЕНКО Евгений: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» позволяет региональным властям повысить нормативы качества окружающей среды. Это важно, учитывая мнение ряда экологов о том, что действующие нормативные требования сейчас выгодны собственникам источников выбросов и сбросов. В случае ужесточения нормативов на региональном уровне, федеральные контрольно-надзорные органы обязаны организовать меры по их соблюдению. Остается верить, что депутаты ЗСО, в составе которых немало собственников и руководителей предприятий-«загрязнителей», поддержат инициативу властей на повышение норм по качеству воздуха.

В соответствии с федеральными актами региональные и муниципальные власти во взаимодействии с полномочными федеральными органами должны организовать автоматизированный мониторинг состояния воздуха до 1 июля 2020 года. И на основании данных средств мониторинга и сводных расчетов (формируются по особой методике) власти смогут определить не просто концентрации загрязняющих веществ, а также источники их появления и соответствие фактических выбросов/сбросов установленным квотам.

Непосредственно предприятия-загрязнители, имеющие объекты 1 категории опасности, обязаны обустроить источники негативного воздействия на окружающую среду средствами мониторинга с возможностью их автоматической передачи в информационный центр Росприроднадзора к исходу 2029 года.

Думаю, что активизация полномочных контрольно-надзорных органов к нарушителям экологического законодательства, основанная на данных автоматических средств мониторинга властей, побудит собственников предприятий ускорить обустройство собственных источников выбросов приборами контроля.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Уже говорил как-то, сейчас повторюсь, по-настоящему честный и корректный мониторинг может быть только нейтральным. Проводить его должен сертифицированный специализированный центр по единой понятной всем методике. Процесс должен быть полностью автоматизирован и в режиме реального времени, а все данные, как сейчас принято говорить, будут поступать в паблик. Любой человек, кто хочет, должен иметь возможность видеть все результаты мониторинга у себя на приложении на телефоне или компьютере: какие выбросы, какая концентрация, какие вещества присутствуют, в каком количестве, какая роза ветров и т.д., и т.п.  Программа также должна автоматически посылать систему сигналов-команд, например, «лучше надеть респиратор» или «все в пределах нормы».

21 век на дворе, пора уже, тем более в таком вопросе, как здоровье и благополучие населения, завести все в полностью автоматизированную систему «одного клика» – нажал на иконку и все увидел. И, конечно же, появиться такая система мониторинга должна прямо сейчас, а не через годы. Все остальное, как и отговорки, что ее (такую систему) нельзя создать  – лукавство!

САВЧЕНКО Евгений: В условиях неблагоприятных метеоусловий контрольные федеральные и региональные органы, предварительно уведомив прокуратуру, имеют право выходить на внеплановую проверку поднадзорных им предприятий. Также напомню, что власти региона при выявлении нарушений экологического законодательства могут обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и запрещении хозяйственной деятельности виновных лиц. Таким образом, полномочий у властей региона немало. Важно квалифицированное и обязательное их использование во благо жителей региона.

Многое зависит от квалифицированных действий властей региона и при подготовке работ по: рекультивации свалок, созданию безопасных условий по переработке вредных отходов, строительству и ремонту специальных очистных сооружений, замене и ремонту водопроводных и тепловых сетей, масштабному обновлению и преобразованиям в сфере общественного экологически безопасного транспорта. Реализация таких проектов требует привлечение федеральных средств, предусмотренных для исполнения национальных проектов. А для этого необходимо оперативно и профессионально качественно подготовить необходимые обращения в Центр.

Важно помнить, что жители региона всё понимают, потому что ощущают на себе и в себе. И обязательно отразят свои настроения на избирательных участках в 2020 и в 2021 году.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Мой вывод прост: как только в схеме с чистой экологией появятся коммерческая составляющая (заинтересованность), вы поразитесь, как все быстро заработает, найдутся такие решения, которым мы все еще поразимся, как и скорости их реализации. Поэтому нужна жесткая увязка:

Чистая экология = Производственная выгода;

и Чистая экология = Туристическая привлекательность.

Эти формулы смогут сдвинуть проблему с мертвой точки. Пока этого не будет, мы будем без конца ходить по замкнутому кругу: «загрязнять – писать – обсуждать – ругать – обещать – стращать – продолжать загрязнять…»

0 0 vote
Article Rating
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии