Генерал vs Журналист

Ждёт ли Челябинск судьба Детройта?

Экология в Челябинске - особая тема
Поделиться:

Челябинск выдержал не одно сравнение. С Карабашем его сравнивали с Питтсбургом, с Детройтом было… какие еще сравнения придут в пылкие головы?!

А действительно, какая судьба уготована Челябинску? Может ли столица Южного Урала, город с такой славной историей, в один прекрасный момент превратиться в кислотно-смоговую территорию заброшенных промышленных пустырей? Может ли такое произойти?!

Как всегда, по воскресениям генерал Евгений САВЧЕНКО дискутирует с журналистом Петром ВАСИЛЬЕВЫМ о сегодняшнем и завтрашнем Челябинске.

САВЧЕНКО Евгений: Известно, что история возникновения российских городов часто связана с необходимостью возведения крепостей от недругов или с созданием центров ремесленного и промышленного труда. Челябинск создавался как крепость, но позднее, в рамках индустриализации страны в советские годы, превратился в промышленный и узловой дорожно-транспортный центр. При этом власти СССР сконцентрировали в Челябинске мощный научно-исследовательский потенциал и учебные центры подготовки высококвалифицированных специалистов.

Сегодня мало кто вспоминает, но в советские годы, наряду с индустриализацией, на государственном уровне особое внимание уделялось «зеленой политике». Так в первые довоенные пятилетки в российских городах, включая Челябинск, количество зеленных насаждений увеличилось более чем в два раза в сравнении с дореволюционным периодом. Даже визуально, на старых фотографиях и в кинохронике, можно наблюдать унылые пейзажи пустынно-каменного дореволюционного Челябинска и, наоборот, зеленые аллеи и парки города в советский период.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Когда я приехал в Челябинск в 2014 году, меня поразила история, как Николай Патоличев, в ту пору первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б), в самые трудные годы, в начале Великой Отечественной войны, не побоялся отстоять перед Сталиным вырубку городского бора, древесину которого планировали пустить на строительство заводских цехов для нужд фронта. И бумага на этот счет была уже спущена из Москвы за подписью первого зампреда ГКО Молотова. Не побоялся Патоличев лично позвонить Сталину и убедить вождя не рубить бор. И главный его довод оказался необычайно прост: война закончится, а бор мы быстро не вырастим! Возникает вопрос: как же так, в такое трудное время советские руководители понимали важность сохранения и сбережения деревьев, термина экология в ту пору еще не знали, а сегодня, выходит, понимают не все или с громадным трудом и оговорками?!

Николай Патоличев, выдающийся советский партийный и государственный деятель
Николай Патоличев, выдающийся советский партийный и государственный деятель

При двух челябинских губернаторах бор едва уцелел, при экс-губернаторе Юревиче его чудом не вырубили под коммерческую застройку, а при Дубровском от бора оттяпали большие куски, пустив-таки под топор, лукаво назвав это санитарной рубкой.

И такое отношение к экологии до недавнего времени демонстрировали практически все, и власти, и промышленники Челябинска.

Челябинский городской бор
Челябинский городской бор

САВЧЕНКО Евгений: К сожалению, переход к рыночным отношениям, наряду с разрушением отлаженного механизма кооперации промышленных предприятий постсоветского пространства, с последующим банкротством и ликвидацией ряда высокотехнологичных производств, оставил немало заброшенных промышленных зон в черте города. Действующие «грязные» предприятия, в условиях использования устаревших технологий, часто экономят на мерах экологической безопасности.

Одновременно проводимая хаотичная градостроительная политика, с игнорированием «зеленого благоустройства», с расширением транспортных дорог и кратным увеличением личных транспортных средств, способствовали блокировки естественной вентиляции воздушных масс и концентрации вредных продуктов жизнедеятельности в городе.
Долгие годы в Челябинске просто не решали вопросы переработки и утилизации мусора, твердых и жидких бытовых отходов. Как результат, жители и гости Челябинска часто видят и неприятно ощущают запахи и пыль.

С каждым годом все острее становится вопрос обеспечения жителей качественной питьевой водой. Все вместе, наряду с высокой доступностью алкомаркетов и обилием настенной рекламы наркотиков, формирует депрессивный фон. У многих возникает желание покинуть не просто Челябинск, а регион в целом.

Челябинску необходима единая система атмосферных измерений
Челябинску необходима единая система атмосферных измерений

ВАСИЛЬЕВ Петр: Проблема челябинской экологии во многом проистекает из корявости, прошу меня простить, но другого термина не могу подобрать, существующей системы замеров. Кто, где, как и что меряет, никто толком не может разобрать, включая замерщиков. Если бы город и другие территории с интенсивной долей загрязнения атмосферного воздуха были бы обвешаны датчиками, определяющими в режиме реального времени, какие примеси появились в воздухе, в каких районах и территориях, в каком процентном соотношении, и вся эта картина была бы доступна он-лайн любому человеку через сайт единого сертифицированного измерителя и другие мобильные приложения, это бы сняло массу вопросов.

Измеритель должен быть единым, групповые замеры бессмысленны и полностью кривы. И мерять необходимо всех загрязнителей, независимо от их принадлежности, региональной, федеральной или иной.

Сейчас же мы пока меряем среднюю температуру по больнице. Вроде как губернатор отчитался о снижении суммарного объема выбросов более чем на 20 процентов. А какие выбросы снизились, какие остались? Где взять эту информацию? Что в них преобладает, какие вещества, наносящие какой вред здоровью людей? Пока не будет полной ясности и четкой картины, останутся лазейки для страхов, слухов, кривотолков.

Власти гордо рапортуют о цифровизации всего и вся. Так пусть решат эту проблему. Повторюсь: должен быть единый сертифицированный измеритель загрязнений атмосферного воздуха, воды и земли, мерить он должен всех и вся и всю информацию публичить!

А пока жители будут обрывать все телефоны, жаловаться на запахи, кашель и плохое самочувствие, а чиновники делать селфи на фоне чистого голубого неба и уверять, что в воздухе пахнет фиалками.

Челябинск город-завод
Челябинск город-завод

САВЧЕНКО Евгений: Изрядно потрепанные, но все же в Челябинске сохранили высшие учебные заведения, имеющие и славную историю и массивы интеллектуальной мудрости и ученых – носителей этой мудрости. При координирующей роли властей, возможно обеспечение рабочего сотрудничества вузов и местных промышленников, нацеленного на увеличение регионального валового продукта. В том числе за счет разработки и внедрения отечественных цифровых технологий.

Считаю, что региональные и городские власти должны инициативно организовать рабочие нормативно-правовые, налоговые и фактические (транспортные, коммунальные, энергетические) условия для привлечения высокотехнологичных инвестиций, используя площади заброшенных в Челябинске промышленных площадок. Сегодня перспектива развития подобных площадей во многом зависит от активности и квалификации собственников промышленных территорий.

Осознавая, что приведение крупнейших производств Челябинска в соответствие к современным требованиям экологической безопасности требует значительных вложений, влекущих падение конкурентоспособности, власти региона способны проработать меры стимулирования промышленников, в части предоставления им налоговых льгот и каникул, а также организации помощи для привлечения целевых средств в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Покинутый Детройт
Покинутый Детройт

ВАСИЛЬЕВ Петр: Вот сравнил урбанист Владов Челябинск с Детройтом и написал, что столицу Южного Урала может ждать такая же заброшенность, как и Детройт, некогда столицу американского автостроения, где численность населения за непродолжительное время упала на миллион человек. В таком сравнении для меня нет ничего удивительного. Из Челябинска уезжают квалифицированные специалисты, вместо них приезжают трудовые мигранты. В качестве кадров Челябинск проигрывает все сильнее. Кстати, Владов не первый, кто отметился таким сравнением, до него был блоггер Варламов.

Надо признать, что пока город проигрывает и состязание в привлекательности жизни, бизнес-среды, доступности иных возможностей многим российским городам-миллионникам. Просто посмотрите вокруг себя, что видите чаще всего? Вывеску «Красное-Белое». Вот вам и ответ. Я даже не буду нудно говорить про дворы, подъезды, скверы, аллеи и прочее другое, что находятся в весьма плачевном состоянии, что сами же коренные челябинцы решили установить памятник тем, кто тут живет. Вдумайтесь только в горькую иронию, а вообще-то в трагизм, этой шутки!

"Красное-Белое" везде
“Красное-Белое” везде

И, на мой взгляд, у властей очень мало времени, чтобы ситуацию переломить, наверное, два-три года, когда модель города-завода на принципах вахтового метода станет необратимой. А вокруг города будут несколько «островков» элитного компактного проживания. Собственно, это уже и сейчас прослеживается.

САВЧЕНКО Евгений: Если пассивно наблюдать, лишь строить храмы и вымаливать у высших сил некие земные блага, Челябинск ждет печальная участь.
Уверен, что при объективном понимании тенденций развития мировой экономики, учитывая временные рамки восстановления ресурсов обеспечения жизненного цикла, ответственном, квалифицированном и деятельном отношении к делу для решения задачи обеспечения жизнедеятельности населения, действуя в тесном сотрудничестве с экспертным сообществом, воспитывая в молодежи уважение к истории и героям трудовых и ратных подвигов, эмоциональный фон в Челябинске приобретет позитивные нотки.

Стратегически выгодное географическое расположение Челябинска на стыке Европы и Азии, его связующая роль Центральной части России с регионами Урала и Сибири, при последовательном совершенстве в регионе воздушных, транспортных и железнодорожных магистралей, способствуют развитию придорожной инфраструктуры, трудовой занятости и наполнению бюджета.

Денвер, штат Колорадо, США
Денвер, штат Колорадо, США

ВАСИЛЬЕВ Петр: Полностью согласен с тем, что Челябинск заслуживает лучшей участи. Очень бы хотел, чтобы кто-нибудь сравнил Челябинск, например, с Денвером, столицей штата Колорадо. Этот город географически расположен практически в самом центре США и по своему положению среди других американских городов занимает примерно такое же место, какое Челябинск среди российских.

Денвер на протяжении нескольких десятилетий реализует программу привлечения и удержания молодых людей, которые получают там образование, находят работу, заводят семьи, покупают жилье, то есть оседают. И это несмотря на крайне высокую степень мобильности самого американского образа жизни, Денверу удается оставаться привлекательным для среднего класса. Этим они живут, город и люди.

В Челябинске, чтобы удержать средний класс, необходимо изменить бизнес-среду, сделать акцент на привлечение и удержание креативного среднего класса с новыми идеями, планами, помочь им с их реализацией. Город должен отказаться от модели развития город-завод и стать городом новых технологий и новых бизнес-идей. Тогда судьба Детройта Челябинску точно не грозит.

Вечерний Челябинск
Вечерний Челябинск

САВЧЕНКО Евгений: Считаю особо значимым при формировании комплексных планов застройки и благоустройства территорий, планов организации дорожного движения, уделять внимание «зеленым территориям» и условиям для развития комфортабельного и безопасного общественного транспорта.

Как человек, который родился и вырос в Челябинске, не хочу, чтобы его сравнивали с другими российскими и зарубежными городами, а просто любили и уважали мою Родину!

Обратил внимание, что после принятия Натальей Котовой на себя ответственности за работу Администрации Челябинска и его районов, в городе стала заметна работа служб благоустройства. Конечно, работы у властей много. Рад, что свою деятельность Наталья Петровна начала с…наведения порядка! Лично у меня это вызывает оптимизм и надежду!

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии