Позиция

«Чтобы зреть в корень, копать надо»

Поделиться:

 

 

На мой взгляд, отношение к профилактике правонарушений во многом остается формальным. Это явно не отвечает общественному запросу на снижение преступности, на обеспечение общественного спокойствия.

 

Вопрос, как, впрочем, и всегда, что делать? Необходимо усилить профилактические мероприятия на местах. Их должны проводить и организовывать все государственные, муниципальные, правоохранительные органы во всех муниципалитетах области. Тем более в отдельных территориях уже есть наработанные практики, удачные примеры, которые необходимо проанализировать, обобщить и распространить на всю область, заложить их в областные и муниципальные программы, а главное – реализовать.

Такую установку подчиненным дал 22 июля губернатор Челябинской области Алексей Текслер в ходе проведения координационного совещания по обеспечению правопорядка.

Практически каждый год, вне зависимости от того, кто является главой региона, подобные задачи ставятся.  И практически ежегодно, присутствующие участники заседания той или иной комиссии, обсуждая тематику профилактики преступности, грозно смотрят на глав муниципальных образований, требуя от них конкретной, подкрепленной деньгами, профилактической работы.

«Чтобы зреть в корень, копать надо»

Так сложилось российское законодательство, что значимая часть вопросов организации и проведения профилактических мероприятий – это компетенция органов местного самоуправления. При этом особенность формирования бюджетной политики такова, что большая часть средств сосредоточена в руках федерального центра. А муниципалитеты, как правило, являются дотационными территориями. Челябинская область не исключение. Абсолютное большинство муниципальных образований региона зависят от дотаций федеральных и региональных властей.

Тем не менее, в ходе заседания координационного совещания Текслер, наряду с поручением муниципальным комиссиям неформально реализовывать и актуализировать планы профилактической работы, вновь, как и его предшественники, призвал муниципальных глав совместно с коллегами из территориальных отделов МВД разработать конкретные меры по сокращению количества правонарушений, подкрепив их … финансами.

Обнадеживает лишь то, что профильному ведомству – Министерству общественной безопасности Челябинской области – поручили подготовить анализ необходимой помощи муниципалитетам со стороны региона. Обычно ограничивались сводом лучших практик в городах и районах области по профилактике правонарушений. Впрочем, такой свод вновь поручено составить региональному МОБ. Традиции соблюдены.

Обратил внимания, обсуждая вопросы профилактики правонарушений, мало кто думает о сути такого рода мероприятий. Что включает в себя профилактическая работа? Да, есть федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»(2016 года).

В этом законе расшифрованы понятия «профилактика правонарушений» и «система профилактики правонарушений». Вот они:

  • профилактика правонарушений – совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;
  • система профилактики правонарушений – совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

«Чтобы зреть в корень, копать надо»

В реальной жизни часто акцент делается на душеспасительные беседы, «типа профилактические» развлекательные флешмобы, демонстрацию ужасных последствий асоциального поведения, обучение правовой культуре, сочинения о пользе здорового образа жизни, введение ставок пришкольных инспекторов и психологов, ввод разного рода запретов и ограничений.

Имея опыт изучения природы антисоциального поведения молодых людей, убеждён:

лучшая форма профилактики – это создание условий для трудовой занятости, а также возможностей для охвата и участия каждого молодого человека несколькими видами деятельных, интересных (не развлекательных), ответственных, социально-познавательных и развивающих форм досуга…

Полезная занятость молодых людей по двум-трем и более направлениям, вырабатывает навыки преодоления сложностей и трудностей, организует и дисциплинирует, повышает внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность личности, адоптирует к жизни в обществе.

Важно понимать, что молодой человек с рождения занимается захватом жизненного пространства. Он готов рисковать своим здоровьем, потому что не осознает «конечность жизни». Это понимание приходит, как правило, после 45 лет, если юноша или девушка раньше не столкнутся с личной трагедией. Именно поэтому абсолютное большинство подростков, просматривая разного рода ужасные последствия алкоголизма, наркомании, в сознании успокаивают себя тем, что взрослые им показывают…неудачников. А они такими не будут. Потому в воспитании и при организации профилактической работы бесполезно делать упор на ограничения и страхи. Запретный плод сладок.   Более значимо нацелить и одновременно подсказывать, как достичь желаемой, но социально полезной цели…

И еще, молодые люди быстрее верят тем, кто внятно покажет им перспективу достижения ближайшего “светлого будущего”.

А пока, в регионе (да и в целом по стране такое просматривается) в информационном поле много заметных и достаточно негативных новостей…вызывающих тоску и безысходность.

Конечно, многое зависит от внимания и воспитания родителей.

Но необходимо признать, в настоящее время значительная доля семей не живут, а выживают. И такая жизнь также не добавляет мотивации к праведному образу жизни.

Да и доступные детям экраны полны картин насилия и воровской романтики.

Сегодня государство, если исходить не декларативно, а в соответствии с положениями Конституции, ориентировано быть социальным. И важно, чтобы для здорового и успешного, настоящего и будущего России именно государство взяло на себя роль творца доступных возможностей формирования здоровой физически и психически личности, уважающей историю, традиции и культуры своей страны.

А для этого необходимы успехи в экономике, в том числе условия полезной занятости трудоспособного населения, наряду с прочим, обеспечивающей комплексную безопасность подрастающего поколения.

К примеру, в канун кризиса 2008 года, средний возраст южноуральского наркопотребителя, состоявшего на учетах наркологов, составлял 21 год. В кризисный период он подскочил до 28-29 лет. Сказался рост депрессивных настроений в обществе в связи с потерей работы и отсутствием антистрессовых навыков у многих людей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

«Чтобы зреть в корень, копать надо»

На днях был опубликован рейтинг качества жизни в регионах нашей страны, подготовленный авторитетным экспертным российским медиахолдингом РБК. Не учитывая экологические аспекты, в рейтинге отражены показатели, описывающие качество жизни их жителей с точки зрения личного благосостояния и благоустроенности окружающей обстановки. В том числе сопоставлялись по регионам данные о социальной инфраструктуре, оборот розничной торговли, доступность жилья и обеспеченность им населения, просроченная задолженность по кредитам, уровень «белых доходов, обеспеченность медиками, учителями и т.д.

Челябинская область оказалась в этом рейтинге на 48 месте с 2.90 балла. При этом средний балл по стране составил 4.66. Наш ближайший сосед – Свердловская область оказались на 10 месте, Республика Башкортостан – на 37 месте. То есть рейтинг отразил то состояние, которое ощущают сами жители Челябинской области. Многие из них, в первую очередь молодежь, ориентированы искать лучшей доли за пределами малой Родины.

И сегодня, низкие показатели качества жизни, наряду с экологическими сложностями – это один из значимых факторов риска, провоцирующих рост криминальных проявлений.

!!! Мне видится, что не столько глав муниципалитетов надо ориентировать выделять деньги из их дефицитных бюджетов на некие эффективные практики, сколько самой региональной власти становиться центром компетенций и координации по разработке и внедрению проектов «для людей и про людей».

И опираться в этой работе необходимо на результаты комплексного мониторинга, позволяющего выявлять риски, провоцирующие асоциальное поведение в обществе, и определять приоритеты ресурсной, адресной поддержки для профилактики правонарушений.

Считаю в этой связи очень правильным решение Губернатора возродить в правительстве Челябинской области Главное управление по молодежной политике. Наряду с дошкольниками, школьниками и студентами, внимания и заботы требует работающая и тем более безработная совершеннолетняя молодежь.

Считайте меня идеалистом…

 

 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Светлана
Светлана
1 месяц назад

Сценарий по классике жанра: «поручение-план-профилактика-профилактика…» на условиях якобы хорошего «экономического подкрепления» (цитата выше). Суть набора всех этих «телодвижений»- есть лишь профилактика запущенной и хронической, включая случаи необратимости, болезни и лечение симптомов, когда как корни остаются и продолжают гнить в добротных парниковых условиях. Необходимо остановить вопиющую, демографическую политику, в основе имеющую искусственность рождаемости человека, подкрепленную все той же материалистической основой с «щедрого и заботливого барского плеча». И осознать, что Здоровье Души, пришедшей на Земной план не может быть полноценным благодаря госуслуге : «приходи, все оплачено». Согласно Закону Природы, Здоровье Души Ребенка, а в последствии его психического и физического здоровья, может быть… Подробнее »