Россия

Южный Урал: Созидатели и проедатели. Часть I

Поделиться:

 

Недавний комментарий одного из наших читателей натолкнул нас на мысль подготовить цикл “Южный Урал: Созидатели и проедатели”, в рамках которого провести, своего рода, “ревизию” наследия промышленно-хозяйственного комплекса, так сказать, “что было и что стало”.

Первая публикация – краткий исторический экскурс  позволит нам “шагнуть” из прошлого в современный период Урала промышленного.  Оговоримся: мы не претендуем на всеобъемлющий исторический анализ, поскольку в рамках подобных публикаций это просто невозможно. Свою задачу видим в том, чтобы как можно бережнее, опираясь на факты и личные воспоминания (ведь некоторые наши авторы оказались, так или иначе, участниками различных описываемых событий), постараться передать их суть и смысл.

 

Урал промышленный. Краткий исторический экскурс

Все знают, что Урал – всероссийская кузница, становой хребет державы. И лучше всего это знают сами уральцы. С начала XVIII века он стал центром российской металлургии и металлообработки. Так уж распорядилась география: Черноземье давало хлеб, Сибирь – сначала пушнину, затем нефть, а Урал уже триста лет остаётся главной кузницей.

Южный Урал: Созидатели и проедатели. Часть I

После своего заграничного вояжа Пётр I, видя дефицит угля в центральных районах и необходимость укрепления оружейного потенциала, предписал строить на Урале горные заводы, обеспечивая их инженерными кадрами от тульских, каширских и других производств. Уральские заводы сооружались по образцу заводов центральной России, которые, в свою очередь, создавались с использованием французского, немецкого и шведского опыта и технологий.

Быстрому развитию металлургической промышленности Урала в период XVII—XVIII веков способствовало обилие богатых природнолегированных (медью, хромом и ванадием) руд, а также наличие доступных лесных и водных ресурсов. Отсутствие железных дорог привело к разработке большого количества мелких рудников. Запасы железной руды считались практически неисчерпаемыми.

Государственные поощрения за найденные залежи руд привели к резкому усилению геологоразведочной активности на Урале. Во второй половине XVII века районы поисков сместились из Прикамья в Верхотурский уезд, где был открыт ряд крупных месторождений меди и железа.

Южный Урал: Созидатели и проедатели. Часть I

Любое развитие – это в первую очередь люди. Край больших заводов и рудников создавало не безликое государство, а конкретные промышленники и чиновники, рудознатцы и горнозаводчики. Их имена известны всем мало-мальски образованным уральцам: Строгановы и Демидовы, Мосоловы и Твердышевы, Осокины, Виниус, Походяшин, Глебов, Шувалов, Неплюев, Мясников…

К началу Русско-турецкой войны 1768-74 гг., по итогам которой Россия получила Новороссию и Кабарду, и отделила Крым от Османской империи, Урал уже был главным производителем металлов для русского оружия. Огромный урон, нанесённый уральской промышленности восстанием Пугачёва, был относительно быстро ликвидирован, и в 1800 г. Урал вновь производил 9/10 российского чугуна и 100% – меди.

С появлением заводов на Урале и выстраиванием между властью и собственниками производственно-экономических отношений проявились ярко выраженные черты натурального хозяйства: всё необходимое для обеспечения производства готовилось и осуществлялось на заводах своими силами. У горных заводов были  свои земельные владения, рудники, каменоломни, лесные разработки, конные дворы, сенокосы, пристани, суда, пильные мельницы и различные вспомогательные мастерские. Такие производственно-хозяйственные комплексы получили название горнозаводских округов и были законодательно описаны в Горном положении 1806 года.

Южный Урал: Созидатели и проедатели. Часть I

В XIX веке развитие Урала продолжалось. Бадаев изобрёл способ получения литой стали – «бадаевской», Аносов раскрыл секрет дамасской стали и наладил её производство, Черепановы построили первый в России паровоз и первую железную дорогу. В начале ХХ века Бахметьев и Шуппе строят первый в России электрометаллургический завод с первой ГЭС.

И снова все достижения Урала связаны с именами людей, которые за ними стояли.

В советское время заводы-гиганты строили уже не частники, а чиновники: Завенягин, Сафразьян, Брускин, Шильдкрот, десятки других. Во время Великой Отечественной войны в Челябинскую область эвакуировали около 200 предприятий из западных республик и областей СССР; во многих случаях пришлось с использованием вывезенных станков и оборудования построить совершенно новые заводы на необорудованных площадках. Огромное значение для обеспечения армии играли построенные с нуля Челябинский металлургический комбинат и Челябинский трубопрокатный завод.

Решено: рубим! Бор не тронули ни в военные годы, ни после...

Военное время на Южном Урале тоже имеет свои имена –Патоличев, Носов, Зальцман. Так, под руководством Патоличева Челябинская область в годы войны добилась выдающихся успехов в экономике. Именно в те годы Челябинск получил свое второе неофициальное название – Танкоград.

В промышленном крае каждый завод и рудник помнит имя своего строителя. Они отнюдь не были ангелами. Промышленники XVIII-XIX веков созидали не только (и не столько) ради развития отечественной экономики, но и ради личного обогащения. Советские хозяйственники тоже не все в первую очередь думали о стране: огромную роль играли награды, премии, должности и звания. И те, и другие по-разному относились к простым работникам – это отношение колебалось от патерналистской заботы до самой жестокой эксплуатации.

Но всех их объединяло одно: они были созидателями. Они хотели оставить не только состояния наследникам, но и потомкам – рукотворные памятники: новые города и заводы.

 И всегда рядом с ними были и люди другого сорта. При Екатерине II, Николае I, при Сталине и Брежневе во главе заводов, фабрик и трестов часто становились те, кто не думал о развитии, о будущем, о стране и людях. При царях они выкупали предприятия, чтобы выжать из них всё, что можно, а потом бросить или отдать в казну. При советской власти их духовные наследники правдами и неправдами добивались назначения на престижные и денежные должности, чтобы потом двигаться дальше по карьерной лестнице – в Совмин, Госплан или ЦК. Как и их предшественники-капиталисты, часто они оставляли своим сменщикам руины.

Южный Урал: Созидатели и проедатели. Часть I

Это – генерация потребителей, проедателей того, что строилось и развивалось созидателями. Их имена сохранились только в трудах специалистов, и, часто – в архивах следственных и судебных органов. История их не помнит. Их удел – забвение.

Времена, наступившие после 1991 г. принадлежат проедателям. Не надо думать, что тому виной политические изменения, наступившие в стране: проедателей было много всегда, и при царизме, и при социализме. И тем, кто лез наверх исключительно ради доходов и карьеры, всегда было проще жить, чем созидателям. Где-то и в постсоветские времена строятся предприятия – автозаводы в Калуге, Калининграде и Владивостоке, Бурейская ГЭС, Богучанский алюминиевый завод, Эльгинский угольный комплекс, Амуро-Якутская железная дорога.

Но Южный Урал, к несчастью, чем-то подобным похвастаться не может.

Южный Урал: Созидатели и проедатели. Часть I

 

Продолжение следует…

 

 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей
Сергей
3 дней назад

Что то про Пугачева резковато, тогда и Ленин тоже развалил все…