Россия

Евг.Савченко: Избавиться от пустых бюрократических церемониалов

Поделиться:

 

 

 

На днях информационные агентства широко цитировали  первого заместителя председателя Правительства РФ Андрея Белоусова: «Жулики и незаконные бизнесмены находятся на вольготном положении. Теневой сектор контрольные органы стараются пока не трогать, но такая политика негативно сказывается на положении дела в стране. Индивидуальные предприниматели и компании вынуждены мириться с постоянными проверками, в то время как есть более важные проблемы, которые нуждаются в срочном решении».

 

Из сказанного нетрудно сделать вывод, что руководство страны видит и понимает масштабы коррупции в России, непосредственно влияющие на обеспечение комплексной безопасности, как государства, так и граждан. И, судя по всему, власти прорабатывают очередной пакет мер противодействия коррупции, включая, в том числе,  корректировку механизмов госуправления.

(без названия)

Тема актуальная, тем более, что значительная часть населения, ощущая на себе негативные последствия государственного и муниципального управления, склонна винить  в этом низкую квалификацию чиновников наряду с их корыстолюбием, а порой откровенно криминальным поведением.

В тоже время собственный 30-летний опыт государственной службы показывает, что исключительно на коррупцию всей вертикали (или горизонтали) власти списывать дефекты государственного и муниципального управления будет неправильно. Прежде надо признать, что действующее законодательство само несет немало предпосылок для неэффективного управления в стране. Тем более, что благодаря влиянию экспертов Всемирного банка в России долгое время проводилась политика минимизации контрольно-надзорных функций со стороны государства. Звучали на полном серьезе абсурдные заявления, что, мол, рынок и потребители сами во всем разберутся. Сразу вспоминается старый анекдот, когда в редакцию радио поступил вопрос: “Все ли грибы можно есть? Все, – ответило радио, – но некоторые только один раз”. Про этот “один раз”, лишая надзорные службы действенных полномочий, мало кто думал, к сожалению. Весьма наглядно это проявилось в сфере противодействия фальсификату и контрафакту, который просто-таки заполонил наши торговые сети.

Помню, ко мне, министру общественной безопасности Челябинской области, на прием пришли руководители предприятия, производящего цемент. Они начали жаловаться, что у них резко упали продажи лишь по одной причине: везде идет торговля фальсифицированной и дешевой продукцией под марками производителей цемента из других регионов. Учитывая, что малоэтажное строительство (до трех этажей) не требует обязательного проектирования, а качество материалов при строительстве контролирующие органы проверяют, в основном, документально и выборочно (кстати, тоже серьезный риск, провоцирующий трагедии и техногенные аварии), использование цемента-фальсификата  могло, а порой и приводило, к обрушению зданий и сооружений.

 

(без названия)

Чуть позже, с похожими жалобами обратились производители электрических кабелей, ориентированных на изготовление продукции исключительно по требованиям ГОСТа, а не ТУ (технические условия). Они (как и производители цемента), увидев падение продаж, провели собственный анализ ассортимента электрических кабелей реализуемых через торговые сети и “с рук” на стихийных рынках и в придорожных нелегальных торговых точках. Везде шла продажа низкопробным и очень дешевым зарубежным контрафактом, у которого заявленный диаметр сечения не соответствовал фактическому. Естественно, эксплуатация подобной “левой” продукции приводила к пожарам с крупным ущербом, включая человеческие жертвы.

Обратившиеся ко мне добросовестные производители были уверены, что их беды связаны исключительно с коррупцией и бездействием полномочных органов. Договорились собрать совещание с участием представителей всех контрольно-надзорных органов и полиции. По итогам встречи испытали… некоторый шок.

Организовав встречу, предложил присутствующим должностным лицам напомнить о полномочиях, которыми они обладают для выявления и пресечения нарушений. А также о порядке назначения и проведения проверок. Прежде всего,  присутствующие, включая налоговую службу и роспотребнадзор, за исключением представителей полиции, отметили, что у них нет полномочий проверять стихийные (незаконные) торговые точки. Что касается плановых и внеплановых проверок легальных торговых предприятий и рейдов по ним, требования строго регламентированы законом (ФЗ РФ №294-фз). Они включают обязательное и предварительное направление и вручение уведомления проверяемому лицу. Возможность проведения контрольной закупки (не путать с проверочной), появилась у сотрудников Роспотребнадзора только после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2018 года №1398. Его действие распространяется на проведение контрольной закупки лишь в легально действующей предпринимательской структуре.

Что выяснили в итоге. Что при таких инструментах контроля найти фальсификат и контрафакт можно лишь у откровенных болванов или “отморозков”. При этом недобросовестным лицам гораздо удобнее вести торговлю вообще без регистрации.

Непосредственно у полиции возможности проведения проверочных закупок при наличии оснований, предусмотренных законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (№144-фз от 12.08.1995 года), имеются.  Но их результат приведет, главным образом,  к документированию административного правонарушения за незаконную предпринимательскую деятельность. Для возбуждения уголовного дела потребуется еще масса дополнительных действий, исследований и экспертиз. Понятно, что при общей  загруженности полиции,  силами только их сотрудников пресечь факты фальсификации и контрафакта практически невозможно.

(без названия)

Наш разговор четко показал легальным производителям, что их сложности в большей степени связаны с несовершенством законодательства, чем с банальной коррупцией. И таких примеров, увы, масса, в том числе связанных с организацией и проведением конкурентных процедур.

Справедливости ради, по итогам упомянутой рабочей встречи, был проработан сложный и громоздкий алгоритм правового сотрудничества производителей с компетентными органами. А также были направлены предложения в федеральный коллегиальный орган по внесению корректировок в действующее законодательство. К сожалению, отдача от таких мероприятий далека  от эффективной.

Остается надеяться, что Андрей Рэмович Белоусов со своими помощниками и экспертами сумеет выявить суть изъянов и дефектов действующих правовых регуляторов и найдет  действенные рычаги обеспечения надлежащего качества работ и услуг.

К сожалению, предыдущие потуги полномочных структур приводили в основном к утяжелению ведомственной отчетности, пустым бюрократическим церемониалам  и появлению очередной специализированной должности омбудсмена.

 

 

 

 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии