Россия

Евг.Трифонов: Новые черносотенцы

Поделиться:

 

 

 

На Урале продолжается внутрицерковное противостояние: скандально известный схиигумен Сергий (Николай Романов) пока остаётся в занятом им Среднеуральском женском монастыре. Полиция устранилась, заявив, что не нашла в действиях схиигумена «нарушений порядка».

 

Начало карьеры и пути

 

Поскольку деятельность Сергия не очень известна, стоит напомнить об этом человеке. Николай Васильевич Романов, уроженец Горьковской области, всегда жил бурно. После армии он окончил школу милиции, но работал ли он в правоохранительных органах – непонятно. Во всяком случае, когда в 1985 г. Романов попал под суд за хищение и ДТП со смертельным исходом, трудился он продавцом в продовольственном магазине. В ходе следствия он также признался в разбое и убийстве. Отсидев 13 лет, бывший милиционер и уголовник поступил в Московскую духовную семинарию, и одновременно стал послушником Алапаевского мужского монастыря Новомучеников Российских, стоящего на месте расстрела членов царской семьи. Как это возможно при наличии уголовного прошлого – вопрос к руководству семинарии и уральских церковных структур.

Евг.Трифонов: Новые черносотенцы

 

Долго ли, коротко ли, но Романов стал не только Сергием, но и видной религиозной фигурой Урала. Уральские СМИ примерно с 2002 г. сообщали о скандалах, связанных с деятельностью Сергия. Интересующиеся ими могут найти сколько угодно статей и заметок на эти темы, поэтому ограничимся коротким перечислением основных. Якобы (судом это не было доказано) люди, вступавшие в общины, создаваемые Сергием, сжигали свои документы, и передавали духовному отцу деньги, вырученные от продажи имущества. В 2002 г. Сергий стал настоятелем женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», причём фермеры обвинили настоятеля в рейдерском захвате их земель (суд фермеры выиграли). В 2007 г. появилась неподтверждённая информация, что сторонники Сергия снабжали продуктами «пензенских затворников», ушедших под землю от грешного мира в ожидании Конца Света.

В 2013 г. журнал «Русский вестник» опубликовал обращение Раисы Ильиной, бывшей сотрудницы «Православной газеты», в прокуратуру и МВД по поводу насилия над несовершеннолетними, якобы происходящего в подведомственном Сергию монастыре. Якобы сторонники Сергия создали в уральской тайге несколько тайных скитов, куда не было ходу представителям светской и церковной властей.

Сергий выступал против использования банковских карт, заявлял, что ИНН – это «число зверя», говорил о знаменитой фальшивке под названием «план Даллеса» как о реальном документе, призывал «не слушать всяких Навальных», рассуждал о «триедином русском народе» (русских, украинцах и белорусах), высказывался о «жидовском иге», боролся против закона о домашнем насилии, а также требовал очистить улицы российских городов от памятников коммунистам и названий, связанных с ними (при этом он использовал термин «жидокоммунисты»).

 

 

Дни известности и славы

 

Самую большую «славу» Сергию принес слух (опять же юридически недоказанный), что именно он является духовным вождём движения «царебожников», считающих Мессией последнего российского царя Николая Романова. Бывшая прокурор Крыма, а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская одно время считалась активной сторонницей Сергия и главным пропагандистом его идей, однако со временем отошла от движения. «Царебожники», какое бы сочувствие не вызывала мученическая гибель последнего императора России и членов его семьи, являются сектантами с любой точки зрения, что неоднократно подтверждено самой РПЦ.

Евг.Трифонов: Новые черносотенцы

 

Кажется странным, что деятельность Сергия, хотя и вызывала недовольство РПЦ, не пресекалась её руководством вплоть до 26 апреля 2020 г., когда схиигумен предал анафеме всех верящих в эпидемию COVID-19, потребовал открыть храмы и предложил выселить власти, страдающие «старческим маразмом», на отдалённые острова. После этого Екатеринбургская епархия запретила Сергию проповедовать.

Однако Сергий не пошёл на попятную: 26 мая он заявил о чипировании населения по указанию Билла Гейтса, исполнителем которого он назвал Германа Грефа. Екатеринбургская митрополия не выдержала и запретила Сергия в священнослужении. В ответ Сергий потребовал привлечь к ответственности президента РФ и всю государственную власть за превращение России в «концлагерь Сатаны» путём «цифровой идентификации, искусственного интеллекта, биометрических документов, присвоении номеров человеку». 13 июня Сергий объявил, что не покинет монастырь, и предупредил, что его придётся выгонять оттуда силой. Об этом он объявил в обращении, сделанном на фоне портретов патриарха Алексия II и… И.В.Сталина.

После перехода конфликта в фазу открытого раскола схиигумена с РПЦ, в мятежный монастырь потянулись сторонники Сергия. Уральские казаки вызвались обеспечивать охрану монастыря. В поддержку мятежников высказались Сергий Алиев – бывший чемпион России по боксу и Урала по кикбоксингу, руководитель движения «Новороссия» Игорь Стрелков, старец Рафаил (Берестов), топовый боец ММА Алексей Олейник, заслуженный артист России Борис Галкин, певица Вика Цыганова с мужем Вадимом Цыгановым, хоккеист Павел Дацюк и шоумен Дмитрий Соколов.

Итак, монастырь захвачен, раскол лидера «царебожников» Сергия и РПЦ – объявлен. Однако ни светские, ни церковные власти никаких решительных действий не предпринимают, очевидно, надеясь, что всё как-нибудь рассосётся. Почему?

 

 

В чем главная интрига?

 

«По словам бывшего священника Волгоградской епархии, а ныне главреда портала о православии Ahilla.ru Алексея Плужникова, корни идей Романова … и «нынешние модификации «борьбы» с грядущим Антихристом и признаками его пришествия, под которыми поочередно понимаются то ИНН, то паспорта, то штрих-коды, то вакцины, то чипы – это все общее для мракобесов любой конфессии, хоть протестантской, хоть православной», – подчеркивает бывший священник.

С ним соглашается общественный деятель, выпускник Екатеринбургской духовной семинарии Виктор Норкин.

Евг.Трифонов: Новые черносотенцы

 

«Похожие старцы существовали в разных епархиях православной церкви. Например, был старец в Абхазии Рафаил Берестов. Он тоже продвигал идеи борьбы с чипированием, «жидомасонским заговором», предательством со стороны правительства и так далее. Некоторое время назад в Татарстане был запрещен известный священник Владимир Головин. Он тоже выдавал себя за некого «старца», который знает, как решить все духовные вопросы. …

«Романов так упорен, потому что его существование оправдано только в качестве лидера своей секты – иначе он или его покровители не видят его.

Помимо его бредовых речей, существует другое, первостепенное — огромные потоки денег, паломничество, разное строительство, помнится, был большой скандал с отъемом земли фермеров. В его общину едут женщины с детьми, которыми он управляет как самый настоящий гуру….

В общем, там целая система с большими деньгами и большой властью – от такого не отказываются просто так», – поясняет Алексей Плужников.

«У него влиятельные покровители. Это мы знали еще тогда, когда учились в семинарии. У нас ряд семинаристов воспитывались как послушники в монастыре, где настоятелем был схиигумен Сергий. А их матери были там монашками. Они рассказывали, что у Сергия очень влиятельные спонсоры, которые вкладывают огромные деньги в монастырь и лично в него. Это и бизнесмены, и бывшие разбойники из 90-х. Обычно у людей, которые сколотили капитал в 90-е годы, нет ни времени, ни особых сил для того, чтобы читать что-то серьезное о христианстве. Им проще довериться какому-то «духовному» человеку, который знает, как надо. Отец Сергий идеально подходит им со своей напористостью и харизмой», – говорит Виктор Норкин» (Евгений Сеньшин «Выселить в Биробиджан или на остров Мартиника», «Новая газета», 18.06.2020).

Евг.Трифонов: Новые черносотенцы

 

В 2007 г. на всю страну прогремело выступление епископа Чукотки Диомида – в защиту «чистоты православия». Диомид и ещё четверо священников выступили против экуменизма и против сотрудничества РПЦ с «антинародной властью». Тональность высказываний Диомида мало отличалась от того, что сегодня пишет и говорит Сергий. То же «мировое правительство», демократия как враждебное христианству явление, то же еврейское засилье, ужас глобализации, грех ИНН. Интересно, что диомидовцы в своей борьбе с «инославием» договорились до того, что православие – это отдельная от других ветвей христианства религия. Церковь отстранила Диомида, но он ведь со своими идеями сумел стать епископом, и вера в «жидомасонский заговор» и прочая чушь не мешали его подъёму по карьерной лестнице. И он спокойно продолжал бы «окормлять» чукотских верующих, если бы не выступил против сотрудничества РПЦ с властью.  

 

 

В истории церкви такое уже было

 

Нет ничего удивительного в том, что внутри церкви появляются движения типа диомидовского и нынешнего, связанного с схиигуменом Сергием. Подчинение церкви государству, начиная с Раскола XVII века, постоянно вызывало оппозицию среди значительной части верующих. И всегда религиозная оппозиция привлекала в свои ряды представителей самого бедного населения: раскол распространился в Северном Заволжье, на Русском Севере, на Урале, в Сибири – в наиболее депрессивных регионах того времени. Эти оппозиционеры всегда выступали с позиции крайнего обскурантизма – против любых новаций, любого прогресса и любого сотрудничества с иностранцами и иноверцами. А в самой церкви всегда были влиятельные группы, тайно (и не очень тайно) сочувствовавшие крайним оппозиционным течениям.

Евг.Трифонов: Новые черносотенцы

Нечто подобное, только в гораздо больших масштабах, повторилось в России больше столетия назад. Со второй половины XIX века быстрые общественные изменения вызвали тяжелый кризис РПЦ. Кризис самодержавия неизбежно вызвал кризис неразрывно связанной с ним церковь. «…Со времен Петра I церковь была частью государственного аппарата, то есть «самодержавие» поглотило «православие». Подчиненное положение Русской православной церкви отчасти предопределило духовный кризис начала XX века. Причем этот кризис выражался не только в противоречиях между духовенством и прихожанами, но и во внутреннем состоянии самой церкви» (Аксенов В. Почему к 1917 году россияне разочаровались в церкви. https://scisne.net/a-2151.).  

В начале ХХ века авторитет церкви падал. Люди реже посещали храмы, прихожане чаще конфликтовали со священниками. Появились пословицы: «Поп, что клоп: пьет да песни воет. Не сеет, не пашет – руками машет»; «Мужик только пива заварил – а поп уже с ведром»; «Попу да вору дай хоть золота гору – им все мало»; «Мужик плачет, а поп пляшет»; «С попом хлеб-соль не води: только встреть да проводи»; «С попом водиться – что в крапиву садиться»; «У попа глаза шире брюха»; «Отец Тит и в Великий пост блудит. Отец Кирьян и в Великий пост пьян». В предреволюционные годы усилилось влияние сектантов – таких, как хлысты (история «старца» Распутина общеизвестна).

Евг.Трифонов: Новые черносотенцы

 

Возникло движение «братцев» – неофициальных проповедников и толкователей Священного Писания, формально не порывавших с церковью, но фактически являвшихся оппозиционным течением. Из лона церкви выходили как правоэкстремистские черносотенские группировки, в т.ч. иеромонаха Илиодора (С.М.Труфанова) – впоследствии чекиста, так и левоэкстремистские под руководством священника Г.А.Гапона. Движение черносотенцев, основывавшееся на ненависти к демократии, Западу и евреям (воспринимавшимся как люди Запада, но живущие в России) неофициально поддерживалось значительной частью церкви. Бывший премьер-министр С.Ю.Витте характеризовал черносотенцев так: «Союз – организация обычных воров и хулиганов»; «Цели „черной сотни“ эгоистичны и имеют самую низкую природу. Их стремления диктуют желудок и карман.

Это типичные убийцы с большой дороги». Об их вождях он писал, что «порядочный человек не будет подавать им руки и постарается избегать их общества» (Лакер У. Чёрная сотня: происхождение русского фашизма. – М.: Текст, 1999. – 432 с.). 

 

 

Некоторые выводы. Или что в итоге?

 

Конечно, нельзя полностью переносить церковную ситуацию начала ХХ века на сегодняшний день. Тогда влияние православия в России было неизмеримо большее, и проблемы внутри церкви и в православных сообществах – сильнее. Но преемственность этих проблем несомненно прослеживается.

Необходимо отметить, что перерождение оппозиционных религиозных течений в крайне реакционные и обскурантистские неизбежно вне зависимости от того, какие цели ставят перед собой их лидеры, и даже от личных качеств этих лидеров. Вожди старообрядчества ставили перед собой вполне достойные цели – в первую очередь они защищали свободу воли своих прихожан, а сами они отличались высокой нравственностью. Тем не менее, жестокие гонения и привлечение в ряды староверов в основном малограмотных, крайне бедных людей привели к общей деградации движения, к его дроблению на мелкие и мельчайшие замкнутые сообщества. Крайний фанатизм заменил свободу воли, слепое подчинение вождям стало на место верности традициям. Тогда и начались массовые самосожжения, самозакапывания, самоуморения голодом.

Евг.Трифонов: Новые черносотенцы

 

Даже катакомбная церковь, возникшая как совершенно естественная реакция на сергианство (соглашательство церковной верхушки с безбожной советской властью) со временем выродилось в сектантство. Уже в перестроечные времена, когда катакомбники вышли из подполья, они представляли собой нечто несообразное: например, почётное место среди почитаемых ими святых занимал… Сталин.

О подозрениях сторонников Сергия в том, что они помогали пензенским затворникам, выше уже говорились. После захвата женского монастыря поползли слухи, что в случае попытки насильственного выдворения в монастыре произойдёт «гарь» – так на Урале и на Севере называли массовые самосожжения раскольников в XVII-XVIII веках. Будем надеяться, что до этого не дойдёт, хотя место для нового раскола выбрано самое что ни на есть традиционное, где всегда скрывались старцы, схимники, столпники, нетовцы, дырники, бегуны и молчуны. Где в глухой тайге строились «столпы», скиты и «корабли» староверов.

Конечно, новый раскол схиигумена Сергия никогда не сможет принять столь же трагический размах, как старообрядчество или Катакомбная церковь – преданность населения православию сейчас не может идти ни в какое сравнение с прежними временами. История повторяется, но, как писал Гегель – дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. Если трагическим повторением Раскола была Катакомбная церковь, то мини-расколы Диомида и Сергия больше напоминают фарс. Но новые раскольники (точнее, новые черносотенцы) вполне могут стать на какое-то время знаменосцами «униженных и оскорблённых» в депрессивных регионах России.

 

 

 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии