Мир

Виктория Авербух: Американские традиции – преклонение колена

Поделиться:

 

 

Америка – относительно молодая страна, поэтому здесь, как нигде, со всей горячностью юности любят истолковывать старые традиции на новый лад.

Виктория Авербух: Американские традиции: преклонение колена

Вот, например, возьмем историю с преклонением колена. Казалось бы, простой жест, а копий вокруг него поломано в последнее время столько же, сколько и в древние времена, когда культура жестов и ритуалов только начинала вырисовываться. Люди падали ниц, вставали на колени перед своими богами, тем самым признавая их власть над собой; соответственно, так же отдавали и почести монархам, признавая их наместниками Бога на земле. В Средние века появилась новая традиция: рыцари опускались на одно колено перед своим сюзереном. Таким неполным коленопреклонением рыцари одновременно признавали как власть своего господина, так и подчеркивали собственные свободу и достоинство: мол, готовы встать на оба колена только перед Господом Богом, а перед живым человеком, пусть и облеченным властью, встаем на одно. Коленопреклонение так же сопровождалось поцелуем руки или края одежды сюзерена, как признание его власти.

Позднее, с появлением и развитием культа Прекрасной дамы, рыцари вставали на колени перед своими возлюбленными – и эта традиция, кстати, сохранилась до сих пор: согласно этикету, делая предложение руки и сердца, мужчина встает на одно колено.

 

Виктория Авербух: Американские традиции: преклонение колена

 

В общем, хоть на два, хоть на одно колено опускайся – смысл этого жеста остается традиционным: признание чьей-то власти. Популярную нынче трактовку – сопротивление и признание расовой несправедливости – он получил благодаря аболиционистскому движению. На одной из листовок, распространявшихся в конце XVIII века противниками рабства, был изображен чернокожий мужчина, закованный в цепи. Раб стоял на одном колене, молитвенно поднимая руки вверх. Подпись под рисунком гласила: «Разве я не человек и не брат?» Эта фраза стала в 1787 году одним из девизов «Общества за отмену работорговли». А в 1837 году гравюра с изображением закованной рабыни и подписью «Разве я не женщина и не сестра?» появилась в брошюре «Отказ от рабства». Речью «Разве я не женщина?» широко прославилась Соджорнер Трут, бывшая рабыня, добившаяся не только своего освобождения, но и способствовавшая свободе своих родных, первая чернокожая женщина, выигравшая судебный процесс против белого мужчины.

Повторяя эту позу и тем самым подчеркивая связь с первыми аболиционистами, встали на колено около здания суда округа Даллас в штате Алабама 1 февраля 1965 года Мартин Лютер Кинг-младший со своими соратниками.

Виктория Авербух: Американские традиции: преклонение колена

 

 

Однако в современном мире «преклонение колена» стало массовым явлением, когда игрок в американский футбол Колен Каперник принял эту позу во время исполнения государственного гимна перед началом игры. В предыдущие годы, кстати, игрок «Сан-Франциско Форти Найнерс» во время исполнения гимна молча сидел на скамейке запасных (и теперь он уверяет, что тоже делал это из протеста), но в 2016 году перед предсезонной игрой сделал это прилюдно. Позже он говорил так: «Я не собираюсь вставать, чтобы показывать гордость за флаг страны, которая притесняет темнокожих людей и вообще цветных. Для меня это больше, чем футбол, и было бы эгоистично с моей стороны не замечать всего того, что происходит. Людей убивают на улицах».

Кстати, интересно, что Каперник вставал на колено после каждого матча сезона – и, несмотря на массовую поддержку в СМИ, зрители отказывались смотреть на этот перфоманс и Национальная футбольная лига (профессиональное объединение американских футболистов) заявила о снижении посещаемости матчей с этим игроком на 8%. Через год Каперник обвинил НФЛ в сговоре: ни один клуб не хотел брать его на работу. Потом, впрочем, он помирился с руководством лиги, отозвал жалобу, и, по данным СМИ, получил от НФЛ от 60 до 80 миллионов долларов «отступных». Каперник закончил спортивную карьеру, зато теперь стал звездой рекламы, заключив удачный рекламный контракт с Nike и политическим активистом, который не упускает возможности высказаться о каждом случае ущемления прав цветного населения. Он также поддерживает негативное отношение среди афроамериканцев к полицейским, неоднократно демонстрируя носки с изображением свиней в полицейских фуражках.

Виктория Авербух: Американские традиции: преклонение колена

 

Примеру Каперника последовали и другие – и постепенно этот жест стал символом неприятия, а порой и сопротивления нынешнему американскому президенту и полиции. Но одно дело, когда на колено опускаются по собственной воле, а другое – когда нынешние активисты борьбы против расового неравенства буквально требуют того же от окружающих. И если ты не встал на одно колено – то общество готово заклеймить тебя как недостойного расиста.

 

Виктория Авербух: Американские традиции: преклонение колена

 

Глядя на фотографию коленопреклоненного Мартина Лютера Кинга, который искренне верил и боролся за равенство всех, невзирая на цвет кожи,  невольно вспомнишь гайдаровскую «Судьбу барабанщика»: за это ли звенел кандалами, взвивал саблю и шел на эшафот старик Яков? И если все люди рождены равными, то не пора ли нам всем встать с колен?!

Виктория Авербух: Американские традиции: преклонение колена

 

 

 

 

 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии