Генерал vs Журналист

Кто контролирует контролеров?

Поделиться:

Из письма, пришедшего генералу Евг.Савченко в одной из соцсетей: “Никогда не задумывались, зачем нам правозащитники, ведь на защите прав граждан стоят суды, прокуратура, полиция, законы, в конце концов? Может быть, что-то не так в нашем государстве, именно в государстве с властью, которую олицетворяют перечисленные выше органы?»

САВЧЕНКО Евгений: Из практики правоохранительной деятельности знаю, чем выше уровень депрессивных настроений в обществе, тем ниже индикатор доверия населения к власти. Наряду с экономическими и социальными факторами, показатели настроений в обществе тесно связаны с адекватной реакцией властей на беды и трудности людей.  К сожалению, слышу от многих знакомых, стремясь обезопасить себя, они вынуждены защищаться от… власти. А в случае явной угрозы жизни и здоровью себя и близких, рассчитывают лишь на собственные силы и друзей.

Сегодня в государстве наряду с Прокуратурой насчитывается 33 ведомства, осуществляющих контрольно-надзорные функции, а один перечень видов их контроля включает в себя более 190 разновидностей государственного надзора. В добавок к федеральным есть региональные и муниципальные органы, также наделенные полномочиями контрольной деятельности.

При этом за 30 с лишним лет на госслужбе многократно убеждался, что среди чиновников и бюджетных работников много честных, порядочных и добросовестных людей. Но многие люди, несмотря на такую армию контролеров, не ощущают ни заботу и ни защиту властей. Так в чем дело? Неужели только в коррупции?

ВАСИЛЬЕВ Петр: Иными словами, предлагаете обсудить вопрос: кто контролирует контролеров?!

Вопрос сложный, боюсь, мы будет далеко не первыми, кто не сможет на него найти сколько-нибудь вразумительный ответ. Поэтому сразу встречный вопрос: я правильно понял глубинный смысл Вашей реплики – конструкция не работает?!

 

САВЧЕНКО Евгений: Приведу пример из практики работы министром общественной безопасности Челябинской области.

Обратилось ко мне за помощью руководство цементного завода Челябинской области. При наличии всех условий для спроса на их продукцию, объемы продаж резко падали. Мониторинг региональных торговых сетей показал, что они переполнены некачественным и дешевым фальсификатом. И все это, по мнению заводчан, явилось следствием откровенного попустительства нарушителям со стороны территориальных контрольно-надзорных органов. Договорились, что соберу у себя представителей контрольных и правоохранительных органов и вместе с ними постараемся разобраться в сложившейся ситуации. Собрал. Картина печальная, даже удручающая.

При обилии федеральных контролеров, абсолютное большинство из них не имеет реальных и действенных полномочий, правовых инструментов для пресечения незаконной торговли. Требования действующего федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» категорически запрещают рейдовые мероприятия по местам розничной торговли. Не подлежат проверке со стороны контрольных органов лица, которые официально не зарегистрированы как субъекты предпринимательской деятельности. Плановая или внеплановая проверки предпринимателей требуют соблюдение особой процедуры и предварительного уведомления проверяемого лица. То есть к моменту проверки, если это проверяемое лицо вменяемо, фальсификата в продаже не останется – тут же спрячут.

Не менее грустно обстоит дело и с контролем качества строительных материалов, используемых при возведении многоэтажных зданий и сооружений. Оно выборочное и в основном документальное. А малоэтажное строительство (до 3-х этажей) и вовсе не предполагает наличие проектной документации возводимого объекта.

И при таком состоянии дел, единственная надежда остается на полицию, сотрудники которой вправе привлечь к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность продавцов фальсификата. Но с изъятием фальсификата и у полицейских есть трудности. Исследование образцов такого товара проводится в специальных лабораторных условиях на возмездной основе. А выделяемых полиции средств не всегда хватает на проведение экспертиз в рамках расследования уголовных дел. Так что на этот вид проверок денег, как правило, не остается.

Понимая все это, уже не удивляешься обилию вдоль оживленных трасс  самостийных торговых точек, прямо с земли или машин предлагающих, кто – что:  «незамерзайку», цемент, пищевые продукты,  сигареты и многое прочее.

К сожалению, примеров «правовой беззубости» властных органов много в различных сферах деятельности. Порой не верится, что все это последствия лишь чей-то халатности и низкой профессиональной квалификации. Но в итоге ущербность действующего законодательства порождает убеждения среди населения о тотальной коррупции чиновников, в том числе, при угрозе жизни и здоровью людей.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Тут надо разобраться, а кто эти, так называемые, контролеры? Это некий чрезвычайный уполномоченный с наганом и печатью, которого послали, как в революционные годы, наводить порядок в дальнем уезде? Или это современный бюрократ без внутренних комплексов, который приходит на предприятие с проверкой, а в глазах заглавными буквами читается: «А если найду?!»

За почти 15 лет руководства достаточно крупными предприятиями в отрасли, проходя самые разные виды проверок, неизменно слышал от проверяющих одну и ту же фразу: «Вы же понимаете, раз мы к вам пришли, мы обязаны что-то найти!» То есть им было совершенно не важно, есть у тебя косяки или нет. Им важно было отчитаться о результативности своей проверки, коли они пришли. Проверка – ради проверки. Своего рода, ритуал! А ритуал и дело по своей природе и даже по смыслам, в них заложенным, совершенно разные вещи и в плане мотивации, и в плане реализации.

Кстати, это еще вариант проверки «лайт» или без пристрастия. А бывает ведь и с пристрастием, когда копают с целью нарыть на руководителя или предпринимателя, чем больше, тем лучше. Сталкивался с проверкой, когда измеряли обрезки облицовочного камня фасада здания, сколько, мол, ушло и сколько осталось? Когда бурили шурфы в цементных стяжках полов, чтобы измерить толщину положенного слоя… И много другого откровенно смешного и нелепого!

Вот и ответьте мне, это все на пользу делу?! Это проверка на выявление объективной картины или откровенная попытка подзаработать в легкую? Или свести счеты с кем-то неугодным? Разве сама цель подобных действий не коррупционна по своей сути?! Соответственно, тут же второй вопрос: как с этим быть?!

САВЧЕНКО Евгений: Оказываясь в подобных условиях, многие люди надеются получить защиту и помощь у правозащитников – омбудсменов.  Но мало кто понимает, что институт уполномоченных по правам человека не является контрольно-надзорным органом. Он лишь дополняет существующие средства защиты граждан, как отражено в тексте федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». При этом деятельность омбудсмена не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов.

Наряду с юридической помощью и правовым просвещением населения, омбудсмен обращает внимание властей на ту или иную беду и просьбу человека, рекомендует властям принять меры помощи и защиты нуждающимся, формирует в виде доклада информацию о состоянии прав и свобод человека и граждан, не имея полномочий законодательной инициативы.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Думаю, что омбудсмен – прежде всего, защитник! Сама природа и смысл его деятельности заключается именно в защите прав человека или прав предпринимателя в тех случаях, когда эти права попираются или ущемляются.

Мне кажется, я был знаком с таким человеком – это ныне покойный Алексей Иванович Селюков – бывший уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае. Он пришел на этот пост из прокуратуры, был прокурором края. Его жизненный опыт, профессиональный и политический вес и заслуги давали ему возможность очень спокойно и аргументировано оппонировать хоть сильным мира сего, хоть кому, не тянуться ни перед кем в струнку и вникать в самые непростые и запутанные вопросы. А что еще может быть важнее для уполномоченного по правам человека?!

К сожалению, порой оказываются на этом посту люди случайные, не обладающие ни профессиональными качествами, ни достаточным жизненным опытом. Каким был, в частности, экс уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов, отметившийся, разве что, неразборчивостью своих связей с представителями американского Госдепа и разведсообщества. Но ведь зачем-то он был на этот пост поставлен?!

САВЧЕНКО Евгений: Чтобы зреть в корень, очень часто надо копать и копать глубоко. А для этого нужна … лопата, не контролер.

В ноябре 2016 года, после назначения на должность министра общественной безопасности Челябинской области, погружаясь в специфику подразделений и подведомственных учреждений, обобщил все виды обязательной отчетности подразделений ведомства и периодичность ее представления. К примеру, на трех сотрудников бухгалтерии приходилось более 120 видов отчетности различной по объему и трудозатратам, которую требовалось направлять еженедельно, подекадно, ежемесячно, поквартально, раз в полугодие и год. В других отделах ситуация была не лучше. И обоснованием подобной канцелярщины являлась профилактика нарушений финансовой дисциплины и коррупционных проявлений. А что в итоге? Большую часть усилий сотрудники тратили на подготовку и отправку контрольных данных, не имея возможности полноценно исполнять свои прямые обязанности. И такое состояние дел  точно не способствует обеспечению комплексной безопасности населения.

Зная подобные изъяны и дефекты, понимаешь, что без наличия действенного организационно-правового инструмента, любой честный, квалифицированный и добросовестный чиновник, как бы его ни побуждали к действиям омбудсмены и активисты гражданского общества, не сможет законным способом обеспечить безопасность и защиту сограждан. А такой инструмент востребован уже сегодня.

Для скорейшего исправления опасных пробелов в законодательстве важно принципиальное и высококвалифицированное отношение к делу криминологов правоохранительных органов, аппаратов межведомственных комиссий. Их анализ причин, способствующих высокой криминализации экономической и социальной сферы, а также смертности, увечий и отравлений населения, помог бы действенно и аргументированно мотивировать исполнительную и законодательную власть на устранения опасных пробелов в законодательстве. Нужны воля и… совесть.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Мое заключение или же вывод будет в виде короткой истории. Практически все автомобилисты знают, когда-либо сталкивались или проходили такую процедуру, как техосмотр. И ни для кого не секрет, что даже на неисправном автомобиле, заветный талончик, тем или иным способом, можно было получить. Исправно срабатывала схема: «ты мне – я тебе».  Совершенно понятная, укоренившаяся у нас формула, фактически, жизни.

В начале 90-х был отправлен в США открывать первый корпункт информационного агентства «Интерфакс». Сразу же купил машину, там без нее никак, За годы работы неоднократно ездил на местный техконтроль, включая тест на выхлоп. Проходишь – получаешь наклейку на лобовое стекло с определенным сроком годности, без которой в США езда запрещена.

Пост контроля примерно такой, как и у нас. Контролеры практически ничем не отличаются. Вся разница лишь том, что у них там прибор, который твой выхлоп показывает и документ выдает. С прибором не договоришься, не берет он ни-че-го, не важно в норме твой выхлоп или нет. Если зашкаливает, надо ехать на сервис и исправлять. А так, и сам принцип техосмотра, да и талончик фактически один и тот же. Так что, делайте выводы, как говорится, сами, кто контролирует контролеров!

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии