В России наметились осторожные «полушаги» по возвращению к привычному, обыденному жизненному укладу. В некоторых российских регионах с первым днём календарного лета намечены меры по смягчению различных профилактических мер, связанных с пандемическими «страшилками».
Дети, соблюдая грозные предписания санитарно-эпидемиологических служб: «собираться не более чем по пять одновременно», всё чаще «маленькими стайками» «кучкуются» во дворах, строя свои сказочные песочные замки и общаясь на только им одним понятном языке «детско-дворового лексикона». В нем нет места незнакомым словам – “вирусы”, “инфекция”, “эпидемия” и, тем более, диковинным – “коронавирус” и “обсерватор”.
Молодые девушки и женщины постарше всё чаще игнорируют обязательное ношение сомнительно-полезных медицинских масок, демонстрируя окружающему миру свои очаровательные улыбки. Мужчины, соскучившись по дружеским компаниям, достают из кладовок и гаражей рыболовные снасти и укладывают рюкзаки со всеми необходимыми для коллективной рыбалки атрибутами. Наступающее лето и накопившаяся усталость от всей этой “чертовщины” берут своё…
Как у нас дела?
В нашем регионе всё идёт примерно по общероссийскому сценарию. Меры, близкие к карантинным, которые были введены в Челябинской области, как и по всей стране после объявления ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) мало кому понятной пандемии, порядком надоели всем. Кстати, американский президент Дональд Трамп выказал этой ВОЗ полное недоверие, то есть и ему эти меры, получается, оказались не понятны… Все ограничения, рано или поздно, должны быть смягчены или вовсе отменены.
Южноуральцы, безусловно, устали от запретов, суть которых была понятна далеко не всем. И, видимо, именно поэтому нарушения режима «самоизоляции», а затем ещё и «масочно-перчаточного режима» в апреле-мае текущего года, носили чуть-ли не систематический характер. Кроме того, наши земляки недостаточно серьёзно отнеслись к опасностям, которые несёт неизученная и неведомая ранее заморская зараза – это подтверждается социологическими исследованиями.
Челябинский филиал академии РАНХиГС при президенте России выяснил, что только 33% от опрошенных жителей Челябинска посчитали вирусную инфекцию угрозой для своего здоровья и жизни, а 59% ответили отрицательно на поставленный злободневный вопрос.
Но, несмотря на недостаточную дисциплинированность жителей Южного Урала в целом, если статистика нам не врёт, властям и специализированным медицинским службам удалось сдержать в регионе лавинообразное распространение опасного заболевания. Цифра ежедневно выявляемых вновь заразившихся относительно стабилизировалась, что даёт основания для существенных послаблений по ряду направлений режима ограничений.
Вновь за работу
Пожалуй, самое главное – это возвращение возможности работать многим предприятиям, прежде всего, малому и среднему бизнесу, которые в полном объёме были “наглухо” закрыты на карантин. Люди, работающие там и потерявшие постоянный источник дохода, ждут реальных шагов от властей по возвращению экономики в привычное русло. Конечно, кое-что потеряно безвозвратно, но не всё так трагично, как пытаются представить некоторые представители деструктивных сил.
Если в ближайшее время будет разрешено функционировать предприятиям общественного питания, то с учётом наступления летних месяцев, соскучившаяся по дружескому общению “за чашкой кофе” молодёжь, да и люди поколений постарше, обязательно заполнят, пустовавшие два предыдущие месяца кафе, пиццерии и небольшие ресторанчики.
Необходимо, чтобы таким заведениям дали определённые льготы по аренде, местным налогам (что в силах областного руководства) на предстоящий летний период, чтобы они смогли восстановиться после вынужденного простоя. Не обеспечив этого, налоговые и иные платежи просто не с кого будет получать в скором времени.
Конечно, при этом важно соблюдать необходимые санитарно-гигиенические требования, и здесь владельцам заведений придётся проявить твёрдость и законопослушность, чтобы их “детища” не закрыли за нарушения. Но это уже неизбежные издержки неординарной ситуации.
Торговле – “зеленый свет”
В отличие от торговли продовольственными товарами, промышленной и прочей продукцией торговать в свободном доступе сейчас запрещено, что, мягко говоря, не совсем логично. Ведь, как правило, в торговых залах тех же супермаркетов покупателей, т.е. потенциально опасных контактов, значительно больше. Все торговые предприятия нужно непременно открывать.
А чтобы они тут же не закрылись, с целью последующей ликвидации или банкротства, также, как и другим, предоставить хотя бы временные льготы на налог на имущество и налог на прибыль в областной части налогообложения и “заморозить” в летний период арендные платежи на эксплуатацию областного и муниципального имущества.
Туризм и отдых
Интерес к отдыху на местных базах отдыха, санаториях и т.п., с учётом того обстоятельства, что поездки за границу будут весьма проблематичны в этом году, уверен, возрастёт “в разы”. Эта сфера бизнеса достаточно быстро восстановится, если эпидемиологическая обстановка позволит, и будет проявлена “политическая воля” и дан “зелёный свет” на организацию отдыха в текущем сезоне.
Многие наши здравницы в состоянии предложить отдыхающим услуги и развлечения, мало чем уступающие предлагаемым в заграничных отелях в 3 или 4 звезды. Это и прогулки на яхтах по водной глади неповторимых южноуральских озёр (уже практикуется), полёты на гидросамолётах (тоже уже не редкость), групповые заезды по заповедным местам на квадроциклах. Во время вечерних встреч и развлекательных мероприятий наши гости-сограждане смогут отведать ресторанные изыски уральской кухни.
За последние годы у нас появилось многое в сфере организации досуга из того, что не было доступно раньше. А с сервиса и набора развлечений, а также безопасности, в плане нежелательных, несущих дополнительные риски, контактов, именно отпуск на Южном Урале может стать практически равноценной альтернативой зарубежным вояжам.
Соответственно, те денежные средства, которые были бы вывезены из России и потеряны для неё навсегда, пополнят отечественную экономику и принесут прибыль отечественным предприятиям и бизнесу.
Село и сельское хозяйство
А вот сельское хозяйство и предприятия сельскохозяйственной переработки могут даже получить определённые выгоды из сложившейся обстановки, если для них также будут сохранены преференции на федеральном и местном уровне.
Необходимо, в дополнение к этому, законодательно закрепить приоритет отечественной продовольственной продукции (о чём давно уже говорят подавляющее большинство сельхозпроизводителей) на прилавках наших же магазинов точно так, как это сделано во многих странах.
На мой взгляд, эта сфера региональной экономики станет более конкурентной, так как вполне возможно появление новых сельхоз предпринимателей. Земли для этого вида деятельности у нас много.
Что в итоге
С такой неординарной ситуацией мы столкнулись впервые. Многое по защите населения и экономики было сделано своевременно, и мы не обвалились в “бездонную пропасть”, из которой выкарабкаться было бы очень непросто.
Но также многое было сделано недостаточно продуманно или корректно. В частности, борясь с атаками коронавируса на начальном этапе, мы опрометчиво бросили без всякой поддержки “на амбразуру” пандемии предприятия таких сфер, как общественное питание, торговля, туризм, бытовое обслуживание и т.п. Просто запрет их деятельности оказался экономически необоснованным. Им сейчас тяжелее всех, и они нуждаются в помощи. Теперь это наш урок на будущее!
Чем раньше будет восстановлен нормальный процесс функционирования всех, без исключения, предприятий, организаций и различных фирм, тем легче нашим гражданам будет пережить, как саму пандемию, так и её последствия, которые обязательно будут преодолены! И не такое переживали!
Ну это Вы круто загнули – “.. по заповедным местам на квадроциклах” – оченьл неоднозначное выражение! Не хотел бы такого!