Россия

Нелли Закирова: Город красивый, город панельный… Старина или застройка – кривая архитектуры: кто победит?

Поделиться:

Фотограф Юрий Феклистов рассказал в Фейсбуке, что два гида в Дорогомилове получили задание Управы разработать туристический маршрут по району. А оказалось, что показывать нечего. Все снесено. Остались только вокзал и мост.

 

Панельный стон

Нелли Закирова: Город красивый, город панельный... Старина или застройка - кривая архитектуры: кто победит?Если построить 30 этажей, на каждом штук 5 квартир и все продать, денег можно получить много. Но эти же деньги можно получить, сохранив памятник и устроив в нем, например, музей, магазин, детский сад. Чтобы дети росли среди красоты. Это уже более долгосрочное, но и более перспективное вложение. Оно выгодно не узкому кругу застройщиков. Оно нужно стране. Панельное жилье, по свидетельству Рэпера Хаски (да простят меня эстеты!), простора для фантазии не дает:

 

«Все панельные драмы, как трафарет…
Набитое панельное брюхо!
Панельного неба краюха! …
Новое утро, панельный стон».

 

 

Чей рубль быстрее  

Сохранение-снос-застройка. Чаша весов все время клонится к сносу и застройке. Многие чиновники явно разделяют мнение бывшего первого секретаря московского горкома партии Лазаря Кагановича, считавшего, что «архитектурное старье загромождает лучшие места». 

Мощное строительное лобби на коне. План расчистки города под коробки выполняется. А вот те, кто получает зарплату за сохранение культурного наследия и представители разных сфер бизнеса могли бы активнее защищать город и извлекать пользу из того, что уже есть на московской земле. Задача – просчитать потенциал туристической прибыли. Ведь туризм способен всколыхнуть гостиничный, ресторанный, продовольственный, транспортный, торговый, развлекательный и культурно-познавательный бизнес.  И заработок на архитектурных ценностях, на туризме гораздо благородней и выгодней для страны, чем строительство типовых зданий, которое убивает визуальную привлекательность Москвы.

Пока властвуют застройщики, город лишается идентичности и красивые зеленые кварталы превращаются в скучные человейники. Туристам это совсем неинтересно. И москвичам тоже. Родится ли в унылой панельке Моцарт? Маловероятно. Вдохновение просит красоты.

 

Коммунальные идеи

Город красивый, город панельный... Старина или застройка - кривая архитектуры: кто победит?С чего или с кого началась унификация? Вероятно, со Сталина, когда он пригласил  европейских архитекторов для строительства соцгородов. Их дома были просты и функциональны. А требования властей и жесткий финансовый лимит упростили их еще больше и привели к строительству бараков коммунального типа из самых дешевых материалов.

Коммуналки сломали тысячи жизней и разбили тысячи семей. Теоретически дружные коммунальные квартиры возможны. В «Покровских воротах» ведь замечательно живут люди. Разве им нужно что-то другое? С кем они будут воевать? Оттачивать мастерство интриги? Кому будут соль в варенье подсыпать?

Нет, конечно, сегодня о коммуналках со множеством разных семей в одной квартире речь не идет. Но разве несколько поколений одной семьи в одной квартире – это не коммуналка? И где там место для любви? В прямом физическом смысле.

Как-то коллега баллотировался в депутаты и позвал меня на встречу с жителями. После встречи нас пригласили в квартиру. В однушке с двухэтажными кроватями жили три поколения. И когда среднее поколение отвлеклось, старики рассказали, что они выходят часов в десять вечера на прогулку и возвращаются, когда все уже спят – «ну, сами понимаете, чтобы дети не стеснялись».

Пандемия будто специально заперла нас в квартирах, чтобы мы в полной мере ощутили градостроительные ошибки. Домашнее насилие процветает, разводы планируются? Скоро узнаем… Ведь каждому человеку нужно личное пространство. А его не хватает. И что толку в реновации, если люди когда-то получали квартиру на двоих, а теперь переезжают в такую же по метражу вшестером? Раньше у них был старый московский двор с зеленью, детской площадкой, а то и с фонтаном, а теперь – вид на соседний дом. По сути, это те же бараки, только многоэтажные (если даже они расположены в центре города и называются элитное жилье). В итоге – целые районы озлобленных жителей, а в следующем поколении – целый город людей с панельным мышлением. Политически гораздо эффективнее начать с Человека, как это сделал художник и архитектор веселого жилья в Вене Фриденсрайх Хундертвассер.

 

Город красивый, город панельный... Старина или застройка - кривая архитектуры: кто победит?

 

 

Линии-убийцы

«Больше, дешевле, без красот» или дома Хундертвассера, который считал, что прямые линии убивают, что бездушная правильность раздражает человека и пагубно влияет на его здоровье? Дома должны быть красивыми, яркими, в них непременно должно быть место для деревьев и общие зоны, в которых соседи могут общаться друг с другом. Каждый дом и каждая квартира индивидуальны, все удобно и радостно. Конечно, это нетипичная история. Не зря вокруг цветных домов Хундертвассера  все время толпы туристов. Это идеал, но к нему можно стремиться, чтобы плодить счастливых горожан, которые вложат позитивную энергию в дела на общее благо.

Город красивый, город панельный... Старина или застройка - кривая архитектуры: кто победит?Недавно 39 кинотеатров Москвы – по сути, центры притяжения каждого района – проданы одному владельцу. Среди них знаковые, связанные с целой эпохой в жизни москвичей: «Витязь», «Алмаз», «Звездный». Выглянешь в окно машины – ага, «Алмаз», мы на Шаболовке. Теперь, боюсь, мы без навигатора не отличим один район от другого. Станет один владелец заказывать 39 разных проектов или сэкономит? По крайней мере 2 новых кинотеатра – как близнецы-братья. Узнаваемость места теряется.

 

 

Сейчас еще можно отличить один московский район от другого даже по школам. Ясенево гордится Детской школой искусств №11, построенной по проекту Ф. М. Гожевского с витражами и концертным залом в форме шестигранника, центральный округ – школой Кабалевского, школа имени Алексеева – украшение Николоямской улицы, в Староконюшенном отличается гоголевская. Новые проекты гораздо лаконичней и экономичней. А уж о том, чтобы в новых зданиях была система вентиляции с пылеосадочными камерами, трижды в час обновляющая воздух в классах, и раздевалки для просушивания пальто, как придумал в свое время архитектор Иван Кузнецов для Медведниковской гимназии, и речи нет.

Вроде, никто не хочет намеренно вредить городу. И все – с благими целями. Но почему судьба архитектурных сокровищ решается в спешке, а теперь и просто онлайн?  Многие начинания принимались бы горожанами на ура, если бы не снос старины и не повсеместное насаждение стандарта.

Пока же москвичам не удается отстоять разнообразие даже в мелочах. На некоторых улицах безликие строения были украшены прекрасными граффити. Но вот беда – приняли решение, что нельзя на домах рисовать ничего, кроме… Далее следует список, и есть дата утверждения списка. И старательные работники в униформе уничтожили и то, что было нарисовано до принятия правила. Зачем? Взгляду не за что зацепиться. Среди панелек.

 

Город красивый, город панельный... Старина или застройка - кривая архитектуры: кто победит?

 

Потеснитесь, пожалуйста

Город красивый, город панельный... Старина или застройка - кривая архитектуры: кто победит?Есть альтернатива: не разрушать, а соединять старинное и новое. Посмотрите, как это делают в Париже. Французы приняли решение не увеличивать город. А город не спрашивает. Он все равно растет – вглубь, ввысь, вширь. Но никто не позволяет разрушать сложившуюся эстетику. Дизайнеры, архитекторы совмещают несовместимое и рядом с хрестоматийными архобъектами строят суперсовременные здания, соединяя их  невидимыми швами. Смотрится органично.
Справедливости ради надо сказать, что и у нас есть подобные попытки. Некоторые откровенно неуклюжи. Возьмем набивший оскомину пример: Пивоваренный завод имени начальника Главпива Бадаева и «дом-таракан». Конструкцию нельзя назвать творческой удачей, но сама попытка сохранить памятник промышленной архитектуры Х1Х века – явный позитив. Стоит поискать другие варианты. Может, не совмещения, а использования уникального здания в другом ключе. Открыть там музей пива и пивной бар, например. Если создать аутентичную обстановку, москвичи и туристы побегут на бочковое пиво и живые рассказы: «В 1878 году рабочие завода сварили 500 000 ведер пива, а сегодня наши гости выпивают…» Модное будет место. История стимулирует продажи. Ну а если не хотите пивной ресторан и здание ни с чем не соединяется, можно вспомнить детское стихотворение
 

Дом переехал

Город красивый, город панельный... Старина или застройка - кривая архитектуры: кто победит?«Дом стоял

На этом месте!
Он пропал
С жильцами вместе

Да нет же, не пропал, «поищите за углом и найдете этот дом».

Агния Барто пишет о доме на улице Серафимовича. Он мешал строительству Большого каменного моста. Но его не снесли. Его просто передвинули. Этой волшебной технологией владели советские инженеры: подрезали основание, подводили под дом рельсы и передвигали дом вместе со всеми внутренностями. В 1936 появился «Трест по передвижке и разборке зданий» инженера Эммануила Генделя по прозвищу «подвижник». Во время «переезда» дома люди продолжали работать, есть и спать без опасения за жизнь и сохранность обстановки. И несколько московских домов подвинулись: Саввинское подворье, МХТ имени Чехова, мэрия Москвы – аж на 14 метров, и почти на 30 метров конторский дом книгоиздателя Сытина, который загораживал неземную красоту (!) здания «Известий». 

Отличный способ! Не стоит резать по живому. Можно использовать изобретение Аристотеля Фьораванти. Он еще в пятнадцатом веке перенес колокольню церкви Санта Мария Маджоре в Болонье на 10 метров. Значит, мы в двадцать первом точно справимся. Инженеры не перевелись на Руси? И застройщики будут довольны, и москвичи. Ну, а если инженерные технологии итальянского мастера слишком сложны, выручит конкурс. Свежие мозги, молодая кровь.

 

 

Ищем баженовых

Город красивый, город панельный... Старина или застройка - кривая архитектуры: кто победит?Вот, думаю, как же так, ведь есть чем похвалиться нашей архитектурной школе. Ведь были у нас Баженов и Мельников, Шехтель и Тон, Щусев и Казаков. Ведь построили же Гум, Детский мир, Дом Пашкова, Консерваторию, сталинские высотки. Да и Шуховская башня, если бы ее не укоротили из экономии, могла бы соперничать с Эйфелевой. Но где они, архитекторы? Где конкурсы? А они проводятся. И самые разные. Актуальный конкурс «Против коронавируса» предлагает придумать уникальный тип здания, которое «сможет обеспечить людям безопасное место для карантина» (то есть карантин планируется как явление более-менее перманентное). Аналогичные идеи предлагает разработать состязание «Архитектура пандемии».

К разработке жилья добавляются рабочие места, общественные пространства и индустрия туризма. Китаю требуется «городское планирование и дизайн для красивого Хэбэя», туристский кластер создадут для города Глазова, а в Самаре, в городском Струковском саду, увековечат первое исполнение вальса “На сопках Маньчжурии”. Вдохновляет конкурс «Jardin de Villars», предлагающий сделать из поля для гольфа «зеленый ароматный сад, где розмарин и тимьян дадут возможность…наполнить новыми силами свое тело и разум». Есть и более экзотичные конкурсы: создать лесную часовню для эфиопских племен и общин, спасательный центр для больных коал. И даже о скворцах подумали организаторы конкурса «Легендарный Скворечник 2020». Его цель – поддержка экологической активности во всем мире за счет средств, полученных от продажи скворечников. Мило, правда? Но чего-то не хватает. Человека обычного не хватает. О нем позаботился лишь французский Фонд Жака Руджери с призовым фондом не 400000, и не миллион рублей на всех, а 30 000 €. Идея излагается просто: «В центре вашего проекта должен находиться человек». Да, вот так просто: ЧЕЛОВЕК. А иначе для чего мы строим все эти общественные пространства, архитектурно-художественные композиции и безопасные места для карантина?

Город красивый, город панельный... Старина или застройка - кривая архитектуры: кто победит?

 

 

Человек

Его, Человека, пытаюсь найти в техзаданиях других конкурсов. Что по Московскому метро? «Здесь принципиальное дизайн-решение должно содержать предложения по материалам, освещению и некапитальным конструкциям станций». Скромно. Ну может быть в конкурсе Департамента градостроительной политики Москвы что-то человеческое предусмотрено? «Лучший реализованный проект в области строительства» – здесь речь не о будущем, а о прошлом. «Мероприятие способствует формированию благоприятных условий для инвестиционно-строительной деятельности в Москве». «Проекты оценивает и профессиональное жюри, и жители столицы на открытом общегородском голосовании, организованном сразу на трех площадках: на выставке конкурсных проектов, на портале “Активный гражданин” и в мобильном приложении “СтроимПросто”. Строим просто?

 

 

Строим просто!

Город красивый, город панельный... Старина или застройка - кривая архитектуры: кто победит?Все в этих двух словах. Зачем же в Москве строить просто? Москва – мировая столица, а не пустыня. Она уже застроена, инфраструктура города давно сложилась. Может быть, нынешним застройщикам этот город не по зубам – в художественном смысле? Тогда стоит поискать баженовых и казаковых, которые хотят своими амбициозными творениями остаться в памяти потомков.

Настала пора вернуть в реальную жизнь вместо «застройщиков» настоящие и гордые профессии – строитель, архитектор, зодчий, которые строят для Человека.

Если сохранить хотя бы, то немногое, что осталось, мы сможем развивать туристическую отрасль и зарабатывать на красоте нашего города. И внукам будем рассказывать: «А вот сюда, на Поварскую, приезжали гости к Ростовым. Помнишь, в Войне и мире»? А в этот дом Пушкин привез Натали сразу после женитьбы. А эта знаменитая фабрика «Красный Октябрь» делает конфеты, которые ты любишь»…

В вопросах сохранения наследия жители Москвы и власть – союзники. Есть великая миссия: сберечь и преумножить красоту столицы не только для себя, но и для будущих поколений. Мы принесем наши деньги в музеи, театры, рестораны и музыкальные школы, которые удастся сберечь. Будем любоваться архитектурными богатствами нашего города и с гордостью показывать их всему миру. Надеюсь, эти слова никому не кажутся высокопарными? Наш город достоин самого лучшего!

 

Автор: Нелли Закирова

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Екатерина Барыбина
4 месяцев назад

Очень хорошая статья, спасибо!