Россия

Пандемия и культурная революция: ждет ли аплодисментов «Артист в халате»?

Поделиться:

Искусство в “режиме онлайн”: упрощение великого театрального таинства до уровня игровой приставки или  “Лебединое озеро” в версии нон-стоп? Нелли Закирова оценила все “За” и “Против” свободного компьютерного режима доступа к любым мировым шедеврам в период самоизоляции

 

Пандемия и культурная революция: ждет ли аплодисментов «Артист в халате»?Специалисты могут говорить, что угодно. Для артиста важнее всего, что скажет зритель – аплодисментами, свистом или швырянием овощей. А сколько ни самовыражайся в Интернете – никаких аплодисментов, не говоря уже об овощах. Ну, разве что количество просмотров, которые эмоций не отражают. И выходит, что в Интернете нет главного звена искусства – взаимодействия между сценой и залом, которое витает в атмосфере с первой секунды или не возникает вовсе. Взаимосвязи, которая появляется с первой афиши и с первым рублем за билет. А потом – двух сопоставимых по напряженности вариантов: либо золотое слово «аншлаг», либо – полупустой зал и поиск оправданий, то ли плохая/хорошая погода, неправильная реклама, бездарная ценовая политика, а также пробки на дорогах. Артист, конечно, всегда хорош. И если бы не мешающие детали, он бы непременно «порвал зал».

С уходом в онлайн все коммерческие и эмоциональные риски исчезли, артист переместился в безопасную зону. Здесь он один на один со зрителем. И, вроде, домашний зритель должен быть не очень строг. Ведь он не приложил никаких усилий, чтобы попасть на шоу и не заплатил ни рубля – всего лишь включил компьютер. Он не берет на себя обязательств вести себя тихо, как в концертном зале. И не обещает стопроцентно «отдаться зрелищу». В то время, как артист лезет из кожи вон, чтобы сыграть роль/пьесу, зритель может ужинать или общаться с близкими… то есть артист становится фоном.
И тогда… в чем смысл?

 

В новых формах

Пандемия и культурная революция: ждет ли аплодисментов «Артист в халате»?Робби Уильямс – артист, который «за дорого» продается и быстро раскупается. И вот он в своем доме, в майке и шортах. Смотрим, где отдыхает, вдохновляется, пишет песни. Барьеры сметены и кажется, что его можно похлопать по плечу: «Привет, Робби! Что там у тебя в саду? Что сажаешь?» А он – свой в доску, поет, отвечает на вопросы, сообщает о переносе шоу, напоминает о мытье рук, желает здоровья и приглашает в нашу онлайн-компанию давнего друга и коллегу по «Take That» Гари Барлоу, чтобы спеть Shame. 124,000 просмотров. 21,000 поделившихся и поднявших число тех, к кому культура пришла прямо домой.

Не постеснялись к нам заявиться и Мэрил Стрип, Кристин Барански, Одра Макдональд, но немного в другом формате – записанном видео.

Здесь интересно все: как выглядят кинодивы, на каком фоне сидят, что поют и что пьют (напитки и фужеры у всех разные). Но в закрома своей души они не пускают. Просто играют роли скучающих дам на карантине. А солист группы New-York Voices Дармон Меадер, в отличие от них, роли не играет. Он заболел коронавирусом и поет с супругой песню «Карантин». Артисты Питерского  Михайловского театра танцуют в бытовых интерьерах. И этот формат – Артист в халате – закрепляет Союз Театральных Деятелей, регулярно выдающий онлайн-интервью с самоизолировавшимися в разных странах мира культ-деятелями.

Барьеры пали. Неформальные песни, разговоры, домашнее трико, кастрюльки с гречкой. Все так близко, рядом, у вас дома. И где тот загадочный флёр, который делает артиста небожителем и формирует толпы фанатов? И что, если они пришли к нам домой, значит, с ними можно запросто? Вряд ли. Не каждый к себе подпустит. Есть артисты, которых не снимешь с пьедестала.

 

Сохранить дистанцию

Пандемия и культурная революция: ждет ли аплодисментов «Артист в халате»?Андреа Бочелли не стал снимать концертный смокинг и не предъявил свои апартаменты. Его ли это решение или менеджеров, но он обошелся без заигрываний с публикой и остался на пьедестале, ни на йоту не приблизив нас к своей персоне. Более того, он и нас простимулировал. Невольно, безо всяких призывов, заставил уставших от карантина зрителей надеть вечерние наряды и налить шампанское, чтобы создать недостижимую сегодня атмосферу живого праздника.

Умелая реклама концерта «Музыка надежды» привела на Youtube-канал артиста более 300,000 подписчиков за один день. Концерт смотрели 2, 8 миллиона зрителей – это рекорд для классики! А в настоящий момент количество просмотров достигло почти 40 миллионов. После шоу Бочелли соцсети заполнили фото нарядных зрителей в домашней обстановке. Единственное, с чем не угадал певец – с длиной концерта. Он шел всего полчаса. Готовились дольше. Но, как ни странно, и это сработало на артиста – пусть лучше зритель скажет, что концерт слишком короток, чем выключит его посреди действа.

 

Не прогадать с репертуаром

Пандемия и культурная революция: ждет ли аплодисментов «Артист в халате»?Онлайн-время как полезно, так и опасно для культуры: в этом режиме можно легко завоевать зрителя и так же легко его потерять. Если человек купил билет и доехал до театра, он, скорее всего, останется до конца, даже если ему что-то не по душе. Но добровольно мучить себя дома во время карантинного стресса никто не станет.

 Есть мнение, что экран не выдерживает классики, что балет становится плоским, а голоса артистов зависят от конкретного компьютерного динамика. Но все это ерунда в сравнении с бешеной конкуренцией в Интернете. Различные зрительские категории, посетители концертно-зрелищных заведений, распределяются по любимым жанрам. А есть люди, которые никогда в театрах-концертах не бывали. Да у них и желания не возникает. Они смотрят пиф-пафки и сериальную жвачку. Но все это живые люди! У них есть дети, которых надо образовывать, есть хобби, и в настоящий момент есть время. Они никогда не слышали имя Бенджамина Бриттена, но наверняка знают про «Кармен» и «Лебединое озеро». И тут выбор верной стратегии может сыграть на руку любому театру.

Я аплодирую Гранд-опера. Смотрите, как разумно выстроен онлайн-репертуар: «Лебединое озеро», «Золушка», «Севильский цирюльник», «Сказки Гофмана», «Кармен». Беспроигрышно! Для того, чтобы порадовать своего зрителя и привлечь нового, лучше не придумаешь. Ведь хотя бы раз в жизни надо, хотя бы виртуально, побывать на балете и опере. И уж лучше сначала увидеть шедевр. А там, глядишь, и Ноймайер заинтересует. И очень разумное решение Гранд-опера  – оставлять спектакль на сайте целую неделю. Щедро! У Опера Гарнье нет опасений, что зритель насмотрится и не придет. Зато у Интернет-публики есть временной люфт. Это работает на театр.

                                                  
Культура равенства

Пандемия и культурная революция: ждет ли аплодисментов «Артист в халате»?Живая культура стала роскошью. На концерты, в театры билеты порой могут стоить и 10,000, и 20,000, и выше. Ведь посещение премьер – повод встретить деловых партнеров, завести нужные связи и провести блиц-переговоры с бокалом шампанского. И многие приходят на престижные концерты только за этим.

Онлайн-культура уравнивает в правах абсолютно всех. В онлайне нет партера, амфитеатра, ярусов и персональных лож. И концерт, на который не попасть в мирное время, смотришь на собственном ноутбуке – непередаваемое ощущение причастности. «Щелкунчик», благодаря Большому театру, увидели все, кто хотел – от продавца супермаркета до депутата Госдумы. И большие игроки концертного рынка решили делать концерты без зрителей, специально для Интернет-аудитории. Но эта идея не очень выигрышная с точки зрения энергетического взаимодействия (Бочелли не в счет).

Музыкант и просветитель Михаил Казиник, регулярно проводящий онлайн-эфиры, одним из первых выступил противником «концертов без публики в огромном мрачном и пустом зале. С официально-торжественными голосами ведущих. Без жизни, без интересных парадоксальных мыслей!». Сравнил такие концерты с прощанием перед кремированием и сказал о позорно малом числе зрителей – от 7 до 17 тысяч в стране с населением 140 миллионов.
 
Режиссер Сергей Голомазов заявил журналу «Театрал», что «спектакль через Интернет – как поцелуй через бетонную стену». С этим трудно спорить. Но есть один неперешибаемый резон: онлайн-спектакль, как и онлайн-концерт, конечно, хуже живого, но лучше, чем его полное отсутствие.
 
Какая цель у онлайн-спектаклей? Не исчезать из поля зрения, увлечь зрителя ностальгией по живому искусству, – считает директор израильского театра Гешер Лена Крейндлина. Нет опасений, что зритель, посмотревший онлайн-спектакль, не придет на живой. Наоборот, удачно выбранный репертуар заинтересует и позовет в живой театр. Останется только купить билет. И желательно заранее, пока любимый театр не умер от пандемии.

Пандемия и культурная революция: ждет ли аплодисментов «Артист в халате»?

 

Плюсы и минусы

Есть люди, которые никогда не ходят в театры и на концерты: те, кому неинтересно и те, кто в последнее время не может себе этого позволить. Для них онлайн-культура – благо. Вряд ли театры станут щедро выкладывать свои спектакли, когда пандемия закончится. Так что сейчас надо этот плюс использовать на всю катушку.

Самые разные структуры осваивают онлайн-преимущества – и нацеленные на точечную работу с клиентом, и привыкшие к миллионной аудитории: Центральная Городская Деловая библиотека выкладывает викторины, Джаз-клуб Эссе дает онлайн-концерты, Телеканал Культура-Youtube делает проект «Большие Маленьким». Интересно, что к чтению сказок режиссеры порой привлекают непрофильных артистов: пианистку Екатерину Мечетину, артиста балета Николая Цискаридзе. Непрофильной можно назвать и карантинную деятельность президента Израиля Реувена Ривлина: «Дорогие родители, – говорит он, – у вас есть 40 минут. Идите, отдохните. А я почитаю вашим детям книжки».

Камерный, теплый формат общения скорее всего останется, потому что совершенно нерентабельно терять онлайн-аудиторию, доставшуюся просто так. Конечно, не факт, что в онлайне останутся зрители. Скорее всего, они захотят прийти в библиотеку или в театр живьем. Да и артистам надо будет получить свою долю аплодисментов за долгий период карантинного застоя. Но на то и разумный менеджмент, чтобы соединить онлайн с устойчивой традицией.

 

 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии