Без рубрики Интервью

Как разгрести «идеологическую кашу» в детских головах?

Поделиться:

Челябинский учитель Николай Скипин преподает весьма необычный для школьной программы предмет – философию, причем, весьма необычным способом – через созданную им настольную игру «Разделяй и властвуй». Зачем философия старшеклассникам? И почему именно они могут стать родоначальниками новой идеологии, – Николай рассказал в интервью нашему корреспонденту Анастасии Свиридовой

 

Философия помогает разгрести «идеологическую кашу» в детских головахВопрос: Игра называется «Разделяй и властвуй!» Почему у нее такое название?

Николай Скипин: Нужно было изначально дать такое название игре, чтобы сразу определить политологический аспект. Ведь разделяй и властвуй — это принцип, который еще Филипп II, отец Александра Македонского, ввел в обиход, он так управлял. А во-вторых, было необходимо, чтобы название сразу было понятно и известно и родителям, и ученикам, а эта фраза всем знакома.

 

Вопрос: Она каким-то образом отражает специфику игры?

Николай Скипин: Да, потому что суть игры — это противоборство трех различных политических фракций: либералов, консерваторов, социалистов.

 

Вопрос: Я читала, что сюжет закручивается вокруг экологической катастрофы. Учитывая реалии Челябинска, да и современные мировые тенденции, вполне похоже на реальность. Почему вы выбрали именно такой сценарий, ведь детям, наверное, все же ближе более фантастическая идея?

Николай Скипин: У меня первый диплом специалиста-эколога. И как эколог, я понимаю, что даже эпидемия, которую мы сегодня наблюдаем, это следствие нашего образа жизни. С такой бешеной скоростью вирусы распространяются исключительно в больших популяциях. Если бы мы жили с плотностью один человек на один квадратный километр, не нарушали экосистемы, никакой пандемии бы не было. Поэтому экологическая повестка на злобу дня.

 

Вопрос: Следующий вопрос также по сюжету. Вы отправляете в космос «элиту», как я читала в одном из ваших интервью. На ваш взгляд «философы» — это элита? Мы привыкли под этим термином понимать несколько иную группу людей?

Николай Скипин: Там очень важное слово перед словом элита — интеллектуальная элита. Она была отправлена, во-первых, для того, чтобы проанализировать ошибки, которые привели к катастрофе на Земле, во-вторых, чтобы выработать решения для их устранения. У персонажей игры хороший бэкграунд (опыт и знания), поэтому они способны на открытия и изобретения. Кроме этого, так как космический корабль это замкнутая система, на борту должны быть те люди, которые могут дипломатически разрешать конфликты. Это как раз интеллектуальная элита, состоящая из философов, культурологов и политологов.

 

Философия помогает разгрести «идеологическую кашу» в детских головах

Вопрос: Среди персонажей только исторические фигуры, или есть современники?

Николай Скипин: Когда мы создавали игру, действующими были два философа. Но к моменту ее выпуска в живых остался только один. Это словенский культуролог и социальный философ Славой Жижек. На его карточке указана дата рождения и написано — по настоящее время. Немало философов XX века. Из античных мыслителей у нас только Аристотель. Средневековье представляет Фома Аквинский, Новое время — Томмазо Кампанелла. Из более поздних эпох: Эммануил Кант, Гегель, Шопенгауэр. Есть те, кто философствовал не так давно, — Карл Поппер, например.

 

Вопрос: Чтобы играть, обязательно иметь базовые знания в философии, или можно взойти на борт, даже если особо не разбираешься в философских школах?

Николай Скипин: Игрокам не обязательно в этом разбираться, они знакомятся с философскими идеями во время игры. Но ведущему необходимы хотя бы базовые знания, потому что именно он определяет, насколько ответ ученика соответствует мировоззрению того или иного мыслителя.

 

Философия помогает разгрести «идеологическую кашу» в детских головахВопрос: Почему вы решили создать философскую игру? Ведь вы можете просто читать лекцию по шаблону? 

Николай Скипин: Философия — это такой предмет, который не часто встретишь в расписании среднестатистической школы. В связи с этим существует ряд проблем. С одной стороны, это интересный предмет, на который сначала ученики ходят с открытым ртом, потому что не понимают, о чем им будут рассказывать, а когда узнают, искренне не понимают, как это состыкуется со школой. Во-вторых, я не нашел программу для школьников, которой бы мне хотелось следовать при педагогическом процессе. Поэтому мне приходилось разрабатывать свою программу и авторские инструменты. Эта игра — не первый инструмент, который был разработан для преподавания философии. До этого был философский бой, который также выигрывал гранты. Настольная игра — это очень популярный вид развлечения у молодежи. У меня у самого большая коллекция настольных игр, часто играю.

 

Вопрос: Существуют ли аналоги игры «Разделяй и властвуй»?

Николай Скипин: Нет, то, что мы сделали с моей командой, не совпадает ни с одной игрой, по крайней мере, я не видел. В отзывах в сети ее часто сравнивают с компьютерной стратегией «Цивилизация». Но, я считаю, это пишут люди, которые в нее не играли. На самом деле, совпадений не так уж и много, как это может показаться на первый взгляд.

 

Философия помогает разгрести «идеологическую кашу» в детских головахВопрос: А почему, кстати, педагогическим инструментом стала не компьютерная игра, а настольная? На фоне цифровизации, модной компьютеризации, можно было то же самое сделать на экране компьютера, а еще лучше смартфона.

Николай Скипин: Вы правильно размышляете. Мы сейчас думаем над тем, как сделать приложение для смартфона или компьютера. Мы понимаем, что и философия переходит плавно в виртуальный мир, и сам образовательный процесс становится более информационным. Но тут возникает ряд вопросов, касающихся механики игры. В существующем виде ее невозможно перенести на виртуальную площадку. Тем более, получается, что для учеников и ведущего ничего не изменится, кроме того, что они все будут «сидеть» в компьютере.

 

Вопрос: Сыграть в нее можно только в одной челябинской школе?

Николай Скипин: Нет, она есть не только в Челябинске. В прошлом году был взят грант на форуме «Утро», благодаря которому в «Разделяй и властвуй» играют в семнадцати регионах нашей страны: от Калининграда до Читы.

 

Вопрос: Я слышала, что теперь еще и во Франции. Это так? На каком языке у них игра?

Философия помогает разгрести «идеологическую кашу» в детских головахНиколай Скипин: Да, мы перевели игру на французский язык. Это стало возможным после получения уже другого гранта, но снова от «Росмолодежи». На конференции ЮНЕСКО я ее презентовал, у меня было два мастер-класса. На одном из них развернулась очень любопытная дискуссия. В какой-то момент большое количество народа окружило мой стол, люди стали шуметь, как на базаре, перебивая друг друга на французском. Переводчик мне подсказал, что они обсуждают, возможно ли в школьных педагогических играх использование такого дизайна. Меня удивило, что при всей их приверженности к свободе, их настольные игры (настольные игры — это очень популярный педагогический инструмент на Западе) выполнены в академическом стиле. Потом слово взял Мсье Tozzi отметил, что эта игра не могла иметь другого дизайна. 

 

Вопрос: А что не так с дизайном игры?

Николай Скипин: Игра выполнена в стилистике киберпанк-ретровейв (стили музыки и компьютерных игр — прим. автора), что-то пограничное. Это им близко. Многие старшеклассники ждут, когда выйдет компьютерная игра Cyberpunk 2077. На этой волне и был выбран технологический прием.

 

Вопрос: Я смотрела репортажи местных телеканалов про игру. Отвечая на вопросы корреспондентов, многие старшеклассники говорят: «Я немного разбираюсь в политике». На мой взгляд, из уст ребенка, такое заявление звучит забавно, возможно, несколько нелепо даже. Так для чего же им философия в школе? Где они потом смогут эти знания применить?

Философия помогает разгрести «идеологическую кашу» в детских головах

Николай Скипин: На ваш вопрос я могу дать два ответа, в зависимости от погружения. Во-первых, философия позволяет овладеть такой методикой, благодаря которой ученик, а это будущий специалист в какой-то области, сможет быстро переобучиться, когда, например, его профессия устареет. В нашем мире глобальной неопределенности быть широким специалистом во всем и не в чем одновременно очень полезно. Философия становится своего рода стволовой клеткой, которая помогает ученику выбрать свою специализацию. Во-вторых, эта наука позволяет развивать мультикультурность. Когда мы видим, как двигалась гуманитарная мысль, например, во Франции, как она развивалась у нас в России, как на то же самое смотрели в Германии, Великобритании и США (это все разные культуры),  мы понимаем,  как государства принимали те или иные решения, ведь под ними скрывается культурная подоплека. В-третьих, философия помогает разгрести существующую в головах детей идеологическую кашу.  

 

Вопрос: Что это такое?

Николай Скипин: Это определенное мировоззрение, система ценностей, политические предпочтения, которые формируют родители, любимые каналы на Youtube, книги, журналы. Зачастую эти ресурсы сами транслируют не совсем последовательные мысли. Поэтому ученикам необходимо подсказать, как разобраться в существующих противоречиях.

 

Вопрос: Чем грозит идеологическая каша в головах, о которой вы говорите? Не рано ли «загружать» светлые головы политическими теориями?

Философия помогает разгрести «идеологическую кашу» в детских головахНиколай Скипин: В одном предложении ученик может совместить два совершенно противоположных лозунга. Например, заводы — рабочим, руки прочь от среднего бизнеса! В этом противоречии может выстроиться определенная политическая повестка, которая не соответствует адекватности. Если вот эти ребята с кашей в голове придут к руководящим позициям, это все может плачевно закончиться. Это прогноз на будущее. А второй прогноз — на настоящее. Ученики могут оказаться в неловкой ситуации, когда будут писать ЕГЭ по обществознанию.

 

Вопрос: В своем выступлении на научной конференции о противоборстве искусственного и естественного интеллекта, вы говорите о преобладании плюрализма в головах современных людей. Что вы имели ввиду? Это та же идеологическая каша или нет? 

Николай Скипин: Не совсем. С одной стороны плюрализм, когда мы видим множество разных позиций, — это положительное явление. Современное постмодернистское общество неразрывно с ним связано. А вот идеологический плюрализм, на мой взгляд, — это идеология глобального мира. Ведь когда мы говорим, что у нас нет идеологии — это также своего рода идеология. Очень хорошо такая ситуация прослеживается в Европе. Когда я был на конференции ЮНЕСКО в Швейцарии, слушал лекцию, на которой ставился парадоксальный для меня вопрос — могут ли дети с четырех лет ходить на голосования? Можете себе такое представить?

 

Вопрос: А зачем им голосовать?

Николай Скипин: Вот и вы такой же вопрос задаете. А там обсуждалось, все-таки с четырех или двух? Мнения разделились. Часть была против, чтобы вообще какие-то политические права у детей были, часть была за то, чтобы чуть ли не с рождения они были наделены такими привилегиями. В нашей современной российской повестке этот вопрос не так актуален, пока. Но с каждым днем молодежь все больше включается в политические игры. Еще и поэтому философия, как политологический инструмент, необходима школьникам, чтобы они трезво оценивали действия: либо отказывались от них, либо были более последовательны в своих лозунгах. Основная цель «Разделяй и властвуй» — сформировать какую-то альтернативу постмодернистскому плюралистическому подходу в политологии. 

Философия помогает разгрести «идеологическую кашу» в детских головах

 

Вопрос: Приходит в голову тот факт, что все восстания и революции всегда исходят от молодежи. Исторически студенчество было инициатором громких политических процессов, у них же была своя философия. Не боитесь, что станете неким катализатором новых процессов?  

Николай Скипин: Нет, мы же рассматриваем и другие направления. Помимо социализма, на который вы сейчас намекнули, там есть еще консерватизм и либерализм. Мы сначала предлагаем плюрализм, а потом ученик, исходя из своего пережитого за игру опыта, сам выстраивает определенную линию. Более того, мы включили в игру много наших отечественных философов. Они составляют едва ли не половину от общего количества. Зачем это необходимо? Потому что русская философская мысль ближе нашей культуре, традиции. Русские философы у школьников гораздо популярнее зарубежных. Они для них более понятны. Если условно сформировать нашу российскую идеологическую мысль, мне кажется, она может стать альтернативой плюралистическому подходу.

 

Вопрос: А что это будет: консерватизм, либерализм или социализм?

Николай Скипин: Скорее всего, ни одно, ни второе, и ни третье, потому что среди всех этих разных позиций есть определенные моменты, которые являются схожими. А значит, есть хорошая перспектива для того, чтобы уйти от плюрализма, сохранив при этом многообразие взглядов.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии