Генерал vs Журналист

«Подходы новые – проблемы старые»: вновь о градостроительной политике Челябинска

Поделиться:

Пока законодатели весьма дружно одобряют поправки в Конституцию России, а ВОЗ объявила о пандемии коронавируса, обновленная команда управленцев Администрации Челябинска прорабатывает комплексные меры градостроительной политики и благоустройства города, состояние которого у многих жителей и гостей вызывает лишь грустные чувства…

«Подходы новые – проблемы старые»: вновь о градостроительной политике ЧелябинскаСАВЧЕНКО Евгений: На днях вице-мэр Челябинска Александр Егоров и главный архитектор города Павел Крутолапов рассказали журналистам свое видение наполнения столицы Южного Урала «смыслами» для людей и про людей. А заместитель главы города по экономике, Олег Извеков, продемонстрировал общественности «умные» коробочные решения, которые в ближайшей перспективе власти надеются обустроить в региональной столице.

На этих встречах было сказано много правильных слов о возвращении пешеходных пространств и деревьев в городской черте, про обустройство зон скверов, парков и велопешеходной артерии. Лично мне понравился взвешенный романтизм архитектора, который увлеченно рассказывал о необходимости повышения предложения в Челябинске жилья для тех, кто ищет «не квадратные метры», а сценарии жизни.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Мне тоже нравятся такие подходы. Я готов их полностью поддержать и сказать: «Ну, наконец-то!» Но не могу! По одной лишь причине. Челябинск нельзя, невозможно и недопустимо рассматривать ни в каких планах или программах, хоть архитектурных, градостроительных, хоть иных, в отрыве от решения проблем экологии. Чистого воздуха и чистой воды!

Вся власть Совету? Зачем создавали Экологический совет в Челябинской области?

В Москве на одной из FM-радиостанций постоянно крутят рекламу: «Жить в центре и дышать свежим воздухом… Это возможно!» Дальше радостный голос рассказывает, где и что это за новый квартал.  Мой вопрос прост: «Вы можете представить себе такую рекламу в Челябинске?» Вот вам и весь ответ, также и на вопрос про новые планы.

Управленцы новой плеяды, в том числе профильного градостроительного направления, имеют за плечами разные уже даже успешно реализованные проекты. Но решение задач в повестке города Челябинска – это глобальный вызов для любого. И поиски решений не могут вестись «по кусочкам»: тут велодорожки устроим, тут улочку сузим, тут кустики и деревца посадим, а тут изменим исторический центр города – перенесем с главной площади куда-то еще…

Нет стратегического комплексного видения – нет решения проблем, нет нового города! А на первое место везде необходимо ставить проблему экологии.

Ядовитые выбросы не пахнут

Вы никогда не создадите комфортные условия для жизни без нормальной экологии. Живя в комфортных условиях, люди не станут  выкладывать во все соцсети удручающие фото «грязной подушки» из промышленного смога над городом, что сейчас часто происходит в Челябинске. Это заставляет, как минимум, задуматься над «комфортностью ваших условий»… Из комфортных условий не наблюдается отток активного трудоспособного населения, когда на первое место в перечне причин уезжающие ставят каждый раз экологические проблемы.

Так что никакие  планы городской застройки, проектирования будущего или текущего  благоустройства нельзя рассматривать в отрыве от решения проблем экологии!

«Подходы новые – проблемы старые»: вновь о градостроительной политике ЧелябинскаСАВЧЕНКО Евгений: Абсолютно солидарен с Павлом Крутолаповым, когда он подчеркнул, что сегодня важно в оптимальные сроки разработать и утвердить ряд правовых актов и регламентов, отсутствие которых и способствовало приведению к нынешнему состоянию внешнего облика Челябинска. Порадовало, что наряду с решением функционально-практических и эстетических задач, чиновник помнит и о необходимости учета в работе географических и ландшафтных особенностях пространства города-миллионника.

На мой взгляд актуальными являются планы комплексного развития районов с набором различных сервисов, которые позволили бы решить задачу ежесуточной маятниковой миграции в будничные дни, утром и вечером. Интересно посмотреть практические решения. Еще понимаю, как офисных трудящихся можно разместить по районам города, но вот с производственной сферой все не так просто. Здесь скорее важно развитие доступного и комфортного общественного транспорта, а также совершенствование организации движения легкового и грузового автотранспорта в зависимости от дней недели и временных рамок, в том числе с использованием «умных» технологий.

«Подходы новые – проблемы старые»: вновь о градостроительной политике Челябинска

 

ВАСИЛЬЕВ Петр: Город давно требует к себе разумного подхода. То, что наблюдалось до сих пор, увы, но это полный примитивизм управленческой мысли и профанация самой модели управления.  Чтобы понять уровень убогости, достаточно просто посмотреть и сравнить ключевые реперные точки городского пространства в Челябинске и в других крупных городах. Я все время привожу в качестве эталона Казань. Но есть и соседний Екатеринбург всего в двух с половиной часах езды на машине. Так вот, когда из Челябинска приезжаешь в Екатеринбург, первое впечатление: ты попал в другую страну. От Казани впечатления те же. Так же от Краснодара, от Ростова-на-Дону, от многих других городов. У каждого из них есть свои проблемы, но ты видишь, бывая там регулярно, как города их постепенно решают, «расшивают», компенсируют. И лишь в Челябинске все замерло и стоит как есть, то есть брошенным уже лет десять… Нет, про свой карман никто из чиновников не забывал, но на благополучие города не работал.

САВЧЕНКО Евгений: Слушая муниципальных чиновников, вспомнил недавнее прошлое. Помню с каким недоверием многие жители региона (и не только жители) относились к идее прежнего губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, озвученной за несколько лет до мартовского Указа Президента России 2018 года, о проведении саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске.

Тогда Борис Александрович был уверен, что власти региона сумеют достойно подготовиться к мероприятию. Тем более, что выделяемые для проведения саммитов средства из федерального бюджета вполне смогли бы повысить уровень комфорта и чистоты областного центра, выступить стимулом для социально-экономического развития.

В свою очередь недоверие людей к словам Дубровского было основано на том, что с его приходом в региональную власть, Челябинск прямо на глазах начал тонуть в грязи на фоне нескончаемых зловонных последствий НМУ и явной разрухи городской инфраструктуры, фасадов зданий, сооружений, жилых домов и подземных переходов. Наблюдался низкий уровень управленческой культуры властей по организации хотя бы сносной уборки и наведения порядка на пешеходных тротуарах, проезжих дорогах и во дворах Челябинска.

Решение Президента России провести саммиты в Челябинске вселило некую надежду на то, что город начнет выбираться из мусорной ямы. Всех мучило любопытство: как Дубровский и его окружение за короткий срок превратят Челябинск в город-сад и центр притяжения здоровых сил, способных повысить качество жизни и экономику региона. Тем более, что были заявлены грандиозные планы преобразования внешнего облика мегаполиса с одновременным улучшением состояния экологической обстановки.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Знаете, скажу так: надо уметь отличать  пропагандистский барабанный бой с фанфарами от реалистичных планов, здравых и трезвых проектов, которые поддерживаются через грамотный пиар. Команда Дубровского ничего по-настоящему прорывного и принципиально новаторского не предложила. А все проекты, типа «высокоскоростной магистрали», кроме грустной ухмылки у специалистов не вызывали. Зато барабанного треска через все рупоры облпропаганды было хоть отбавляй.

«Подходы новые – проблемы старые»: вновь о градостроительной политике Челябинска

Кстати, именно по такой же схеме была запущена подготовка к саммитам – плакаты, макеты, прожекты, выезды на стройплощадки под телекамеры, когда надо было создавать профессиональную экспертную рабочую группу и «запирать» разработчиков на пару месяцев с задачей создать единый комплексный план подготовки с увязкой по срокам и стоимости реализации. Но у нас так ведь никто не работает – какой с этого наварец?!

Поэтому Дубровского ожидал полный провал с планами подготовки к ШОС и БРИКС. И вопрос оставался фактически один: в какие сроки объявят о переносе?

САВЧЕНКО Евгений: Такое любопытство мучило и меня. Потому что не видел эффективных усилий организовать рабочее и оперативное межведомственное взаимодействие региональных и муниципальных ведомств между собой для решения амбициозной задачи. Да, совещания и контрольные выезды регулярно проводились, протоколы по итогам их проведения с указанием сроков и ответственных лиц составлялись и ставились на контроль, но…после, собираясь у губернатора на очередное мероприятие, все дружно объясняли объективные причины почему что-либо не успели сделать. Потому не удивительно, когда в полной мере не проработанный вопрос закрытия городской свалки и перенаправления машин с твердыми и жидкими отходами на другие полигоны привел к мусорному коллапсу в Челябинске осенью 2018 года.

«Подходы новые – проблемы старые»: вновь о градостроительной политике ЧелябинскаВ ходе одного из организационных совещаний вообще вскрылось, что требуется капитальный ремонт сточной инфраструктуры канализационных сетей Челябинска, неудовлетворительное состояние которых оказывало негативное воздействие на экологическую ситуацию в городе и способствовало загрязнению реки Миасс. Масштаб требуемых к проведению работ не позволял уложиться в установленные федеральным оргкомитетом сроки.

Присутствуя на том совещании, вспомнил историю, которую в 2005 году рассказал мой знакомый предприниматель из Краснодарского края. Он построил высокотехнологичный завод, контроль за организацией производственного цикла на котором выполняли специалисты из Франции.  Им потребовалась специальная комната для хранения образцов готовой продукции. Предъявляемые к ней параметры, напоминали что-то среднее между бомбоубежищем, промышленным холодильником и операционным блоком медицинского учреждения. Выполнив работы, показали комнату французам. Те, посмотрев, установили там на сутки специальные датчики. На следующий день, сняв показания с приборов, они заявили, что помещение не стерильно и требует дополнительной обработки. Тщательно вымыли и протерли всю комнату и вновь установили приборы. На следующий день французы вновь остались недовольны: они выявили в комнате следы вредной микрофлоры. Пришлось внимательно изучить помещение, обследование которого показало: несмотря на капитальный ремонт внешнего пространства комнаты, не учли канализационный сток, обустроенный еще несколько десятилетий назад. Именно оттуда лаборатория хранения образцов продукции и насыщалась вредными микроорганизмами. Пришлось вскрывать полы и полностью менять канализационные трубы. Выполнив работы, на три дня установили в комнате приборы и по итогу исследования получили требуемые результаты: помещение было абсолютно стерильным.

«Подходы новые – проблемы старые»: вновь о градостроительной политике Челябинска

ВАСИЛЬЕВ Петр:  Уже говорили, что планирование города и его развития не может выполняться «фрагментами», как не может  делаться лишь на ближайшую перспективу. Разработка Генплана развития города всегда стратегическая задача, требует и дальних горизонтов, и комплексных решений, и этапности, и «расшивки» узлов – «узких мест», которые достались «в наследство», и много другого.

Будет самой большой ошибкой, если новая команда просто возьмет и, как вдруг стало модно говорить, обнулит, например, «дорожную революцию». Это  будет очередным примитивным шагом – «все на те же грабли» только сбоку. Правильной ли была «дорожная революция», нет ли, но она уже состоялась. Результаты есть. Значит, подход должен быть максимально разумен и рационален: как исключительно эффективно теперь это использовать и возможно ли?! Если вслепую начать все по-новой перекраивать, то один подход бездумного проектирования ни в чем не уступит  другому. Как одну команду горе-проектировщиков нельзя будет отличить от другой – на выходе просто  еще одна нелепица.

«Подходы новые – проблемы старые»: вновь о градостроительной политике ЧелябинскаСАВЧЕНКО Евгений: Вспоминая все это, думаю хорошо, что в июле 2019 года было объявлено о переносе основных мероприятий саммитов в Санкт-Петербург. Нам не «потемкинские деревни» нужны, а генеральная уборка, капитальный ремонт, квалифицированные, ответственные и совестливые управленцы.

Сегодня, наполняя город «смыслами» и делая его «умным», важно помнить и о…критически важной инфраструктуре. Ее нынешнее состояние является не только источником потенциальной угрозы коммунальных аварий и загрязнения водных источников, но и рассадником вредоносной микрофлоры, отравляющей жизнь и здоровье горожан и гостей Челябинска.

ВАСИЛЬЕВ Петр: Желаю Челябинску и новой команде мудрых решений, которые позволят городу обрести наконец свое приветливое лицо…

 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
3 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
SteveRox
SteveRox
5 месяцев назад

Many thanks to you for support. I should.

Gregoryunrep
Gregoryunrep
5 месяцев назад

Что сделалось смешным, не может быть опасным.

Andrewfreer
Andrewfreer
5 месяцев назад

Хороший топик