Интервью

В Америке каждый может “надеть” искусственную улыбку

Поделиться:

Роман Махмутов — фотограф из глубинки родился и вырос с промышленном Магнитогорске, создал фотошколу у себя на родине и придумал мобильную игру для повышения финансовой грамотности… Затем отправился «за бугор». Теперь Роман снимает знаменитостей Нью-Йорка и других городов Америки. Чем отличаются заокеанские герои его портретов и почему в России не считают нужным учиться фотографии? Фотохудожник рассказал нашему корреспонденту Анастасии Свиридовой.. 

 

В Америке каждый может "надеть" искусственную улыбкуВОПРОС: Роман, я знаю, что сейчас вы живете и работаете в Нью-Йорке. Как давно вы в Америке? Чем занимаетесь за океаном?

РОМАН МАХМУТОВ: В Америке мы с супругой с 2015-ого года. Но я не могу сказать, что это были полноценные пять лет американской жизни, так как мы периодически уезжали домой, в Магнитогорск. Здесь мы оба занимаемся фотографией, в основном коммерческой, и у меня есть стартап — это компьютерная игра о финансовой грамотности.

 

ВОПРОС: Вы создавали ее с нуля?

РОМАН МАХМУТОВ: Нет, так как я не программист, а гейм-дизайнер. Моя работа — ее оформление. Игра называется «Время — деньги». Это своеобразная монополия, только в цифровом формате. Она призвана повысить уровень финансовой грамотности: речь идет об инвестициях, налогах, приобретении недвижимости и т.д.

 

ВОПРОС: В Росси у нас, конечно, уровень финансовой грамотности населения достаточно низкий. А какой он там, за океаном?

РОМАН МАХМУТОВ: Здесь как раз финансовая грамотность на безумном уровне. Прививать такие знания американцы начинают еще в школе. То есть уже в старших классах ученики могут спланировать свое высшее образование, будущую карьеру и даже пенсионные накопления. Существуют даже специальные «финансовые консулы», своеобразные кураторы, которые помогают сориентировать ученика на финансовом рынке.

 

В Америке каждый может "надеть" искусственную улыбку

 

ВОПРОС: Для нас пока это звучит как что-то «из области чудес»…

РОМАН МАХМУТОВ: Не все сразу. У нас капитализм сколько лет? А здесь уже два столетия.

 

ВОПРОС: Популярна профессия фотографа в Америке? Насколько часто школьники выбирают ее в качестве своего дальнейшего пути?

РОМАН МАХМУТОВ: Популярна. Здесь даже в школах есть дополнительные курсы, где изучают не только каноны или правила фотографии, но и ее историю. Специальная кафедра есть даже на факультетах, по сути, не связанных с этим искусством. В России такого нет. Люди считают, что этому не обязательно учиться. Они смотрят на работы современных фотографов и думают, что тут сложного, я тоже так смогу. В Америке так никто и не думает считать.

 

В Америке каждый может "надеть" искусственную улыбкуВОПРОС: Как вы стали заниматься фотографией? Как пришли к этому искусству?

РОМАН МАХМУТОВ: Делать снимки я начал еще в университете. Все те люди, которые встретились мне, помогли продолжить это дело, не бросить. У нас была фотолаборатория с замечательными специалистами, благодаря которым я и оказался в этой профессии. Кроме этого, у меня отец фотограф. Но нельзя сказать, что все сразу удавалось. Сначала в фотографии получается какая-то ерунда. Этот этап проходит каждый начинающий фотограф.

 

ВОПРОС: А как тогда понять, что фотография — дело всей твоей жизни, что именно она твое призвание, раз сначала мало что удается?

РОМАН МАХМУТОВ: По внутренним ощущениям, когда при работе все внутри «горит». А технически процесс можно сравнить со школьной программой обучения. Первоклассник выполняет одни задания, классом старше появляются более сложные, и ему удается все больше и больше. Так и здесь.

 

В Америке каждый может "надеть" искусственную улыбку

 

ВОПРОС: Рассматривая ваши работы, я увидела, что, в основном, в центре снимка всегда человек. Не природа или город, а именно люди. Вы с самого начала вашей карьеры снимали портреты?

РОМАН МАХМУТОВ: Сейчас у меня в основном фотография коммерческая, отсюда и портреты, так как жить на доход только от творчества — это как жить на доход от лотереи. Но мне всегда нравилось фотографировать людей. Если сравнивать с медициной, то это своего рода специализация: стоматолог, хирург или окулист. Не бывает универсального специалиста, вы ему просто не доверите свое здоровье. Так и здесь, нужно выбирать и работать в том направлении, которое приносит удовольствие, вдохновение и финансовый результат. Сначала, скорее всего, как и у всех на моих фото были природа, друзья, семья, девушки.

 

ВОПРОС: Вы снимали портреты людей из России и Америки. Чем отличаются герои ваших произведений?

РОМАН МАХМУТОВ: В Америке медиабизнес очень развит, поэтому люди привыкли к изображениям на обложках, они проще относятся к фотографии. В России люди более скованы, боятся «потерять лицо». Такое выражение довольно распространено в Азии. Например, в Японии «потерять лицо» — это самое страшное. В Америке нет такого понятия в принципе. Репутация здесь есть, ею дорожат, но, чтобы доходило до «потери лица», такого здесь нет. Здесь каждый может “надеть” искусственную улыбку и встать перед камерой. Если хотите что-то более естественное, придется разговорить своих героев, но искусственная улыбка также очень близка к естественной. В России, чтобы раскрепостить человека, необходимо сначала с ним поработать: поболтать, задавать вопросы, не акцентировать внимание на съемке.

 

ВОПРОС: Вы много путешествуете, много привозите снимков из поездок? Может быть, куда-то мечтаете поехать специально, поснимать?

РОМАН МАХМУТОВ: Когда я жил в провинции, в Магнитогорске, мне очень хотелось куда-то уехать. Я часто ездил за рубеж или в Москву и Санкт-Петербург, хотелось посмотреть на мир, вдохновиться, вырваться из промышленного города. Теперь у меня абсолютно противоположная ситуация. Я живу в мегаполисе — Нью-Йорке — поэтому, больше хочется выехать куда-нибудь на природу, отдохнуть от города. Я вожу с собой беззеркальный фотоаппарат, иногда пленочный, но чаще пользуюсь обыкновенным смартфоном.

 

В Америке каждый может "надеть" искусственную улыбку

 

ВОПРОС: Кстати, замечаете, как отразилось появление высокотехнологичных телефонов на всей отрасли и на вашей работе? По своей сфере — журналистской — могу сказать, что сейчас репортажи и фильмы снимают на мобильный. А как в фотографии? Можно ли профессионально снимать на мобильный?

РОМАН МАХМУТОВ: Отрасль менялась дважды: когда появилась цифровая фотография (которая оставила позади всех тех, кто не смог приспособиться к новым условиям), и когда возникли смартфоны с хорошими камерами. Сегодня некоторые мобильные технологичней многих камер. На них можно делать качественные снимки и оперативно, тут же в смартфоне, их обрабатывать. Думаю, появление мобильных с объективами высокого разрешения сказалось на дешевой семейной фотографии. Я имею в виду фотографии на вечеринках по случаю дня рождения, на мероприятиях. А на профессиональной фотографии вряд ли это сказалось и скажется, так как есть виды съемки, которые просто не доверят смартфону. Во-первых, это реклама, так как там задействованы колоссальные средства. Во-вторых, это свадебная фотография. Сейчас появились такие хэштэги, вроде #ОляСаша, под которыми все гости могут публиковать свои снимки мобильные в сети, но это, скорее, просто для того, чтобы люди делились впечатлениями, потому что профессиональные фотографы, так или иначе, на торжествах присутствуют. Возможно, в ближайшем будущем появится что-то еще. Но пока на профессиональную сферу смартфоны большого влияния не оказывают. 

В Америке каждый может "надеть" искусственную улыбку

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии