Позиция

Реформа или “дымовая завеса”?

Поделиться:

 

 

 

Премьер-министр России Михаил Мишустин объявил о проведении реформы системы управления федеральной исполнительной власти. К сожалению, в открытый доступ поступила очень скудная информация о том, что же на самом деле задумал глава российского правительства, кроме того, что “просочилось” в средства массовой информации.

 

Итак, что нам известно. Помимо общих слов прозвучало, что будет проведено сокращение штатов. В центральных аппаратах “под нож” предполагается пустить 5% штатных единиц, а в территориальных – 10%. Такое нововведение, наверняка, будет “по сердцу” простым россиянам – чиновников они, как правило, “мягко говоря”, недолюбливают. Но в нём кроется завуалированная хитрость. Если дальше разбираться в сугубо бюрократическом изложении, недоступном пониманию простых граждан, к которому прибег премьер-министр, то не всё так просто. “Сокращение штата ведомств будет проводиться в основном за счёт вакантных должностей”, – дословно пояснил Михаил Владимирович. Ключевые слова здесь “штат” и “вакантные должности”.

В федеральных структурах, которые базируются в столице, есть около 20% вакансий, а в тех, что за пределами Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАДа) – в пределах 18%. Не зря “свой хлеб” едят начальники и специалисты кадровых служб – самые большие долгожители во властных кабинетах. В любом органе государственной власти, минимум 10% ставок резервируется для последующих сокращений.

К различным, периодическим “перетряскам” кадровики привыкли и это их давняя практика. То есть, по факту, можно никого не сокращать – просто будет меньше открытых вакансий, которые, кстати, чисто технически реально ещё создать в этом уходящем году. Вакансии, исходя из этой двусмысленной информации, – это “мёртвые души” чиновников. Сразу вспоминается Николай Васильевич Гоголь…

Второе, что бросилось в глаза – это чётко очерченные сроки реализации премьерских инициатив. Стартуют они 1 января, когда в ушах ещё стоит “звон курантов”, и все российские граждане по вековой традиции начинают “отходить” от бурно проведённой новогодней ночи. Трудно представить, что те, кто непосредственно будет отвечать за исполнение конкретных пунктов, пока ещё неизвестной населению программы действий, откажут себе в удовольствии пропустить спозаранку для поправки здоровья, рюмку-другую, закусив с праздничного стола. Так что, первый рабочий день у “группы поддержки” Мишустина, наверняка, будет “смазан”. Впрочем, если эта работа будет вестись в “онлайн-режиме”, к чему “чиновничий люд” начинает привыкать, то, в принципе, ничего страшного – можно оздоровительными процедурами заниматься, отклонившись в сторону от обзора видеокамеры.

Финишировать же реформа должна в ещё более знаковый день – 1 апреля. Вполне возможно, что эта дата неслучайная – традиционный “праздник смеха” добавит веселья тем, кого нововведения порадуют или обойдут стороной и “подсластит горькую пилюлю” тем, кто в той или иной мере пострадает. Ну, а если серьёзно, понятно, что две эти даты просто обозначают начало и окончание квартала, но уж больно они символичными пока кажутся.

Недосказанность и недоинформированность всегда порождает у разного рода экспертов и политологов “гроздь” конспирологических догадок и предположений. Кто-то считает, что подошло время. Аргументируют они это тем, что любой, уважающий себя, новый председатель правительства рано или поздно приступает к каким-либо переделкам доставшегося ему “наследства” предшественника. К этому в современной России привыкли. Но пока было не до того – не получилось бы нужного эффекта. У нас, с начала года, все были увлечены изменениями в Конституцию, потом проходили региональные выборы. Теперь, видимо, подошёл срок для реализации, “копившихся в душе” у формально “второго лица” в государстве, новаций в системе управления, подведомственного ему хозяйства.

Другие в своих догадках идут дальше и считают, что всё это действо лишь “дымовая завеса”. Дескать, в стране грядут более кардинальные политические изменения, связанные с неким “транзитом” высшей власти – об этом “трубят” западные информационные “рупоры” и регулярно появляются слухи в Интернет-пространстве.

Третьи видят более прозаический ответ – людей нужно чем-то отвлечь от негативных новостей о пандемии, накопившихся проблемах в экономике. Ведь не всё же новостную повестку заполнять “игривыми” пересудами в различных скандальных “ток-шоу” о “рукоблудном” футболисте и подобными низкопробными программами и сюжетами.

Получится ли у премьера Мишустина заработать политические очки на “ниве” проведения объявленной, но пока ещё не понятой до конца, реформы? Получит ли он дополнительный политический вес, как полноценный глава правительства с широкими полномочиями, а не просто технический премьер? Увидим очень скоро.

Если в “чёрном ящике”, который он не открывает до поры до времени, содержатся предложения по масштабной цифровизации большинства управленческих процессов; проведению не механического сокращения вакансий, а сокращению неэффективных звеньев управления и увольнению ненужных работников; осуществлению оптимизации расходов на содержание министерств, ведомств и подведомственных структур: инициированию комплексной ревизии деятельности институтов развития (“Роснано”, “Сколково”, “Агентство стратегических инициатив”, Фонд содействия развитию и т.д.); сокращению числа распорядителей бюджета; созданию ядра стратегического планирования, за счёт объединения в одном органе функций Минэкономразвития, научно-технических внедренческих центров, Совета по развитию производительных сил с целью реализации концепции пространственного развития страны; анализу эффективности трёхзвенной (Министерство – Федеральная служба – Федеральное агентство) системы управления и принятию соответствующих организационных выводов и т.п., то у Михаила Владимировича Мишустина может быть очень большое будущее.
Ну, а пока будем гадать “на кофейной гуще”…

 

 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии