Позиция

«Дело Дзюбы» как «20 лет без права переписки»

Поделиться:

 

 

 

Что такое «дело Дзюбы»? В каких терминах эту ситуацию рассматривать? И надо ли вообще её рассматривать? Зачем общество раз за разом пичкают непотребщиной, вытаскивая на публичное обозрение в разные моменты то дело прокурора Скуратова, то мэра Лужкова, то иных деятелей, теперь вот футболиста  Дзюбы? Зачем?

 

 

 

Самый простой ответ: уничтожить. Снести «объект» как личность, как возможного неудобного конкурента кому-либо или чему-либо, как человека с чем-то несогласным или не желающим идти на некие  компромиссы. Тут может быть масса самых разных причин. Строго говоря, ровно таких же, как если бы мы задались вопросом: а для чего писались  доносы?

«Дело Дзюбы» как «20 лет без права переписки»

Все читали или слышали ставшую крылатой фразу известного советского писателя  Сергея Довлатова, кто же написал 4 миллиона доносов?

«Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой? Ничего подобного. Их написали простые советские люди. Означает ли это, что русские — нация доносчиков и стукачей? Ни в коем случае. Просто сказались тенденции исторического момента».

 

Исторический момент и, правда, нынче другой, прежде всего, в техническом и коммуникационном смыслах. Раньше это оказывалась  бумага, которая всё вынуждена была стерпеть. Теперь в ходу гораздо более продвинутые технологии, например,  видео с “веселыми картинками”, моментом разлетающееся по соцсетям и далее везде по всей медиасреде.

А если присмотреться к содержательной части – к мессиджам – суть-то у них прежняя:  нынешние пасквили от доносов не сильно отличаются.

Что у доносов, что у пасквилей, анонимок ли или «персональных дел на парткоме» задача одна – “снести в хлам” неугодного.

И вот, как видим, дело доносительства живет, прогрессирует, творчески развивается, шагая по планете широкими шагами, укладываясь теперь, не как раньше в папочки с грифом «Личное дело», а оглушая  и заполоняя все медиапространство – работа масштабная, по площадям, так что одна выжженная земля после и остается. В общественном сознании. А с «делом Дзюбы» разве иначе обстоит?

В процессе работы над темой списывался с несколькими друзьями – коллегами, обсуждали и саму тему, и некоторые её «кульбиты». Внезапно обнаружил, что наш обмен короткими репликами дал очень интересные оценки ситуации, возникли фактически заочные диалоги между собеседниками. А ими в тот момент были известная тележурналист Нелли Закирова и политолог Константин Калачев.

С согласия авторов решил опубликовать некоторые наиболее интересные фрагменты переписки здесь, в материале.

Оценки Закировой и Калачева (как авторов этих кратких комментариев) позволят, мне кажется, четче понять, с чем мы как общество столкнулись. Без ясного понимания этого, мы так и будем либо тупо ржать, скабрезно шутить или пускаться в дешевое морализаторство. И это ровно до следующего такого же вброса, который по законам жанра будет куда более жестким и отвязанным.

«Дело Дзюбы» как «20 лет без права переписки»

Нелли ЗАКИРОВА: «Я бы не хотела быть рупором этой темы. Мне это вообще странно и противно. И жаль наше общество, которое всерьез обсуждает это и осуждает того, кто телефон взломал. И решает, кто виноват – тот, кто делал, или тот, кто выложил. Сначала я вообще не поняла, что происходит. А когда узнала… Ну ты уж извини, конечно. Я даже не знаю, в чем измерить степень деградации общества».

 

Константин КАЛАЧЕВ: «Ханжества многовато оказалось даже в спортивных и околоспортивных кругах. Ну пишет человек горячее видео для дорогой ему представительницы противоположного пола. И что? А если про информационную безопасность, то я бы не парился. Мы не дзюбы. Кому мы нужны?»

 

Нелли ЗАКИРОВА:  «Странная реакция у умных людей: “все это делают”. Ну мало ли кто что делает. Мы теперь вообще забудем про тайны алькова?»

 

Константин КАЛАЧЕВ: «Про мораль к моралистам и морализаторам. Я обобщать не готов. Для меня это просто подтверждение того факта, что нашим обществом легко манипулировать, переключать внимание, создавать альтернативную информационную повестку».

 

Нелли ЗАКИРОВА: «А мы что теперь отделяем мораль от общества? С каких пор? Мораль теперь вроде как “чистое искусство”? Наука, которая не имеет отношения к повседневности? Или мораль – это все-таки норма, по которой живет общество?»

 

«Дело Дзюбы» как «20 лет без права переписки»

Константин КАЛАЧЕВ: «Урок 1. Не завидовать. Урок 2. Не поддаваться на шантаж. Урок 3. Иметь друзей, которые за тебя».

 

Нелли ЗАКИРОВА: «Во-первых, не верю во взлом телефона. Во-вторых, не знаю, сколько серого вещества у человека, который сам себя снимает в моменты удовольствия. И удовольствие ли это или работа на камеру? И самое страшное, что он перечеркнул все, чем был славен (если был). Теперь все будут говорить: “А, это тот самый, который… ” И ни слова про футбол. Ну он просто смешно распорядился своей биографией».

 

ВОПРОС (от автора): То есть, кому-то эта ситуация «на руку»?

Константин КАЛАЧЕВ: А это уже к конспирологам…

***

 

К конспирологам пока обращаться не станем, вместо процитирую два фрагмента из статьи на портале «Евро-Футбол онлайн»:

«Новый скандал может стоить Артёму Дзюбе очень дорого во всех смыслах. Главный тренер сборной России Станислав Черчесов уже отказался от услуг форварда на ноябрьские матчи».

И еще:

«… в Санкт-Петербурге точно не рады, что капитан команды влип в такую историю. Это удар по имиджу «Зенита», что тут не говори. Точно не такой, чтобы уже в субботу расторгать договор. Однако это скандал такого уровня, что задуматься о прекращении отношений придётся».

 

И хотя это всего лишь одна из точек зрения, но, судя по всему, имиджевые и репутационные потери от «Дзюба-истории» заставит клубный менеджмент серьезно взвесить все обстоятельства, ведь о “нашем герое” стихи уже слагают, как Семен Слепаков: 

 

Руки прочь от нашего Артема!

Тоже мне – эпический провал!

Человек лежал спокойно дома

И свой причиндал полировал!

 

А молодые девицы шествия в поддержку игрока устроили, даже в условиях строгого московского ковидно-масочного режима. Кстати, весьма удобно получилось – лица-то закрыты, потом никто не спросит: “Ты куда поперлась, дуреха?!” Та ли это была “дуреха”, другая какая, пойди, разбери…

 

«Дело Дзюбы» как «20 лет без права переписки»

 

И вся эта активность лишь добавляет “бензинчику в костерок” – повышая градус скандальности и идиотизма всей ситуации, заслоняя собой и превращая в полный сюр или дешевый водевиль (как кому больше нравится), реальную  человеческую трагедию. Или её так никто не рассматривает?!

Если у всей этой, скверной во всех смыслах истории, были заказчики, целей своих они достигли – она, история, зажила собственной бурной медийной и публичной жизнью. И ни топором её теперь уже не вырубишь, ни по чьему-либо велению  не прекратишь. Так что  медиакиллерство чистой воды вышло. А кому  было надо, видимо, скоро узнаем. 

Но вот какой вопрос остается: если за побои, нанесенные другому человеку в уличной драке, дают вполне реальные сроки, то как быть с ущербом от подобных экзерсисов? Травмы-то, пожалуй. без сроков давности, незаживающие никогда…

 

Стихотворение Семена Слепакова полностью тут: https://pikabu.ru/story/semyon_slepakov_napisal_ognennyiy_stikh_o_dzyube_7830171

 

 

 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии